Правительство и Кабинет Великобритании.

Правительство Соединенного Королевства – понятие, охватывающее:

– Премьер-министра;

– руководителей министерств (государственные секретари) и иных ведомств;

– государственных министров (заместителей министров и руководителей отдельных структурных подразделений министерств);

– парламентских секретарей;

– ряд других должностных лиц, на которых возложено осуществление исполнительной власти.

Всего в Правительство входит около 100 членов, назначаемых монархом из числа членов Парламента по совету Премьер-министра. Точное число членов Правительства может меняться от состава к составу, в зависимости от представлений конкретного Премьер-министра об его оптимальной форме и численности.




Премьер-министр назначается монархом и по конституционному соглашению является лидером партии большинства в Палате общин. Еще одно конституционное соглашение содержит требование, в соответствии с которым Премьер-министр и большинство министров должны быть членами Палаты общин. Это позволяет палате эффективно контролировать их деятельность. Правительство несет ответственность перед нижней Палатой Парламента.

Кабинет министров является коллегиальным органом внутри Правительства, состоящим из около двадцати министров, отобранных и возглавляемых Премьер-министром. В Кабинете обсуждаются и принимаются решения по важнейшим вопросам государственной политики. Обычно, при упоминании Правительства Великобритании имеют в виду именно Кабинет министров как коллегиальный центр инициирования и принятия основных политических решений страны.

Решения Кабинета, требующие изменения в законодательстве страны реализуются через Парламент путем подачи и принятия правительственных законопроектов. Иные решения Кабинета могут быть оформлены как приказы Королевы-в-Совете, так как формально Кабинет рассматривается как один из комитетов Тайного совета.

Существование Кабинета министров основано преимущественно на конституционных конвенциях и королевской прерогативе, тогда как статутное право регулирует деятельность Кабинета лишь в ограниченной степени.

Роль Премьер-министра в работе Кабинета является решающей. Он определяет повестку дня Кабинета; распределяет обязанности между его членами; определяет и изменяет персональный состав Кабинета и Правительства; осуществляет иные назначения; выступает как субъект взаимодействия Кабинета с иными государственными институтами, включая Парламент и Корону; обеспечивает контроль исполнения решений Правительства. Традиционно Премьер-министр занимает посты Первого лорда Казначейства и министра по делам государственной службы.

Все эти функции, совмещенные с лидерством в правящей партии, определяют особое положение Премьер-министра в Правительстве, позволяя ему практически единолично определять основные направления государственной политики, вынося вопрос на заседание Кабинета лишь для чисто формального одобрения уже принятого решения.

Стремление британских премьеров сузить диапазон лиц, допущенных к обсуждению вопросов государственной политики даже внутри Кабинета, обусловило выделение в составе последнего еще более узкого, состоящего из двух-трех наиболее доверенных министров круга – так называемого Внутреннего кабинета.

Сужению диапазона участников дискуссии в британском Кабинете способствует и практика деятельности комитетов Кабинета, объединяющих нескольких министров для обсуждения вопросов и подготовки решений в какой-либо сфере государственного управления.

Отношения Кабинета и Парламента строятся на принципе коллективной ответственности Кабинета за осуществляемую им политику перед Парламентом, сочетаемую с индивидуальной ответственностью министров за состояние дел в руководимом им департаменте.

Средствами, обеспечивающими осуществление парламентского контроля над исполнительной властью, выступают: контрольная деятельность парламентских комитетов; вопросы к членам правительства, время на которые предусмотрено правилами процедуры в Парламенте; возможность вынести резолюцию недоверия Правительству или отказать ему в доверии, что влечет за собой его отставку.

Очень важной мерой обеспечения парламентского контроля за деятельностью Правительства является деятельность парламентской оппозиции и так называемого Теневого кабинета, формируемого наиболее многочисленной оппозиционной фракцией Палаты общин. Особенность британской модели функционирования Теневого кабинета и оппозиции в целом состоит в официальном признании их существования и наделении их статусом «Оппозиции Ее Величества», а лидер Теневого кабинета и часть его членов получают даже соответствующее денежное содержание.

Функции Теневого кабинета состоят, во-первых, в обеспечении постоянного контроля за деятельностью министров и возглавляемых ими департаментов Правительства со стороны профильных министров Теневого кабинета, и, во-вТорых, обеспечении быстрого и безболезненного перехода власти к оппозиции, уже сформировавшей в процессе создания Теневого кабинета, пул кандидатур для вновь образовываемого Правительства.

Обеспечение парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти является основной задачей и созданного в 1967 г. Парламентского уполномоченного по делам администрации – Омбудсмена Соединенного Королевства. Омбудсмен назначается Королевой, а его кандидатура согласуется лидерами парламентских партий. Он занимает свою должность бессрочно до достижения 65 лет. До достижения этого возраста Омбудсмен может быть смещен лишь с согласия обоих палат Парламента. В компетенцию Омбудсмена входит рассмотрение жалоб на действия органов центральной государственной администрации, если эти действия не могут стать предметом обжалования в суде или трибунале. Жалоба должна быть подана гражданином Королевства, постоянно проживающим на его территории. Жалоба должна пройти парламентский «фильтр» –т. е. быть передана Омбудсмену через одного из депутатов Парламента, который, в свою очередь, и обращается к Омбудсмену с ходатайством о проведении расследования нарушения прав. Помимо проведения расследований нарушения прав граждан, Омбудсмен представляет Парламенту через соответствующий парламентский комитет ежегодные отчеты о своей деятельности.

Также в Великобритании функционирует ряд Омбудсменов специализированного и/или регионального характера, таких как Национальный омбудсмен по делам здравоохранения, омбудсмены по вопросам местного самоуправления для Англии и Уэльса и для Шотландии, Омбудсмен для Северной Ирландии, омбудсмены по делам детей для Англии, для Уэльса, для Шотландии, для Северной Ирландии и т. д.