Основания участия в гражданском процессе государственных органов, юридических лиц и граждан, защищающих права других лиц от собственного имени. Процессуальное положение этих лиц

Назад к списку вопросов




Закон (гл. XI ГПК) предусматривает случаи, когда государственные органы, юридические лица и граждане могут от своего имени обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц.

Общим для государственных органов, юридических лиц и граждан, от собственного имени защищающих права других лиц, является отсутствие материально-правового интереса в исходе дела.

Основанием их участия в гражданском процессе является социальная направленность и значимость тех прав и интересов, в защиту которых они выступают в суде.

Кроме того, основанием участия в гражданском процессе государственных органов и юридических лиц служит их процессуальная заинтересованность в исходе дела, которая вытекает из обязанностей, возложенных на них законом или иным нормативным актом.

В гражданских делах для защиты прав других лиц могут (кроме органов опеки и попечительства) участвовать также жилищно-эксплуатационные органы, финансовые и некоторые иные органы. Непривлечение государственных органов в процесс в тех случаях, когда они должны были участвовать в судебном заседании, является основанием к отмене судебного решения по делу.

Закон предусматривает две формы защиты прав других лиц в гражданском процессе:

Государственные органы, юридические лица и граждане, от собственного имени защищающие права других лиц процесса, вправе возбудить в суде дело в защиту прав других лиц только в предусмотренных законом случаях. В ст. 85 ГПК указано, что государственные органы и юридические лица могут от собственного имени обращаться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц по делам:

  • об отмене усыновления; • о лишении родительских прав; • о взыскании алиментов; •        о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; •         о защите иных интересов несовершеннолетних, а также интересов недееспособных; •   по другим делам в случаях, предусмотренных ГПК и иными законодательными актами.

Возбуждая в суде дела в защиту прав других лиц, государственные органы, юридические лица и граждане не занимают в процессе положение истца (заявителя в делах неискового производства). К ним не может быть предъявлен встречный иск, они не могут заключить мировое соглашение по делу, не вправе также совершать другие действия по распоряжению предметом спора. Положение истца по этим делам занимает лицо, в интересах которого возбуждено дело.

Процессуальные права государственных органов, юридических лиц и граждан, защищающих чужие интересы, предусмотрены ст. 89 ГПК. Указанные субъекты процесса обладают правами и несут обязанности юридически заинтересованных в исходе дела лиц, предусмотренные ст. 56 ГПК.

Вторая форма их участия в гражданском процессе – вступление в процесс для дачи заключения по делу. В соответствии со ст. 90 ГПК государственные органы в предусмотренных законом случаях могут быть привлечены судом к участию в процессе либо вступить в процесс по своей инициативе или инициативе юридически заинтересованных в исходе дела лиц для дачи заключения по делу.

Если государственный орган привлекается судом в процесс для дачи заключения по делу, то его участие в рассмотрении данного дела является не только правом, но и обязанностью.

Заключение государственного органа представляется в суд в письменном виде. Оно оглашается в судебном заседании, после чего суд и юридически заинтересованные в исходе дела лица могут задавать представителю этого органа вопросы в целях разъяснения и дополнения заключения (ст. 230 ГПК).

Для дачи заключения по делу могут участвовать в процессе органы опеки и попечительства, жилищно-эксплуатационные органы, финансовые органы и другие органы.

Заключение государственного органа не является обязательным для суда, который может вынести решение по делу вопреки выводам, содержащимся в заключении. Однако свое несогласие с заключением государственного органа суд должен мотивировать.