Гражданско-правовая система (семья) представляет собой объединение нескольких государств по признаку единства основных закономерностей осуществляемого в них гражданско-правового регулирования общественных отношений. Обычно выделяются следующие правовые системы романо-германская, или континентальная, англо-саксонская, или система общего права, мусульманская и патриархальная.
Романо-германская (или континентальная) система права является результатом творческого развития римского частного права европейскими учеными.
Характерными чертами являются:
— четкое деление права на частное и публичное;
— основным источником права являются законы и среди них главные акты – Гражданский кодекс и Торговый кодекс;
— прецедентное право отсутствует;
— детально разработана доктрина юридического лица;
— выделяется абстрактная категория «вещных прав», среди которых основным считается право собственности;
— существует весьма развитое обязательственное право.
В основе англосаксонской системы лежит общее право и право справедливости, которые в совокупности образовали прецедентное право. К нему добавилось статутное право, включающее акты, принимаемые парламентом.
Для нее характерно:
— отсутствие кодифицированных актов гражданского законодательства;
— решающее значение имеет судебная практика, принимающая форму прецедентного права, большое внимание уделяется деловым обыкновениям;
— универсальной категории юридического лица не существует: вместо нее закрепляются две основные разновидности юридических лиц – товарищества и компании;
— собственность – одно из ключевых понятий. При этом отсутствует четкое деление прав на свои и чужие вещи. Допускается существование раздельной (двойственной) собственности как в пространстве, так и во времени;
— ключевыми понятиями права являются договор и деликт. Абстрактное понятие обязательства отсутствует.
Мусульманская система права сформировалась и развилась в глубоком средневековье, что объясняет некоторые специфичные его черты: архаический характер ряда институтов, его казуистичность, а также отсутствие систематизации норм. Фундаментальные основы мусульманской системы права остаются постоянными с X в. нашей эры, когда эта правовая система сложилась в Аравии.
Мусульманская система права опирается на четыре источника права:
Коран – священная книга ислама;
Сунна – традиции, связанные с посланцем бога;
Иджма – единое соглашение мусульманского общества;
Кийас – суждение по аналогии.
Особенности мусульманской системы права заключаются в том, что в мусульманских странах действуют писаные нормы – шариат и обычное право – адаты. В последнее время правовое развитие мусульманских стран происходит под воздействием сложившихся правовых систем развитых стран Европы и Запада. В странах мусульманского права сформировалось гражданское и торговое право, где, несмотря на заимствование некоторых институтов из других правовых систем, фундаментом и главной составной частью мусульманского общества будут религиозные установления и предписания, а также связанные с ними нравственные и юридические нормы ислама.
Патриархальная система права в настоящее время сохраняет свое влияние в некоторых государствах Африки, Индокитая и Океании.
Стоит отметить, что основные положения данной системы основываются на исторически сложившихся правилах и в настоящее время изжившихся традициях и обычаях.