Ответственность нанимателей и уполномоченных должностных лиц за несоблюдение законодательства о труде

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. К лицам, на которых может быть возложена ответственность за нарушение законодательства о труде, можно отнести:

нанимателя как юридическое лицо; руководителя юридического лица, руководителя структурного кадрового подразделения; работника кадровой службы (инспектор по кадрам, специалист по кадрам); работника, на которого дополнительно возложена кадровая работа (секретарь, бухгалтер); юрисконсульта.

Должностные лица нанимателя могут быть привлечены к трудоправовой (дисциплинарной, материальной), административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности, юридическое лицо — к гражданско-правовой и административной ответственности.




Привлечение лица к одному виду юридической ответственности не освобождает его от привлечения к иному виду юридической ответственности.

На практике преимущественно применяются материальная и административная ответственность. Работники кадровой службы несут дисциплинарную ответственность на общих основаниях, без каких-либо особенностей. Случаи привлечения к гражданско-правовой ответственности еще не столь распространены, и суды, как правило, к работникам по кадрам применяют материальную ответственность. Примером применения гражданско-правовой ответственности является субсидиарная (дополнительная) ответственность руководителя юридического лица в процессе банкротства за задолженность по выплатам согласно трудовому законодательству. Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что работниками признаются также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о труде предусмотрена ст. 199 УК РБ. Действующая редакция статьи предусматривает три основания для привлечения к уголовной ответственности: необоснованный отказ в приеме на работу; увольнение женщины по мотивам ее беременности; заведомо незаконное увольнение лица с работы.

Должностные лица нанимателя также могут быть привлечены к уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 190, 204, 304, 306 УК.

В законодательстве при определении работника, на которого возлагается ответственность за нарушение трудового законодательства, применяются два основных понятия: «должностное лицо» и «уполномоченное должностное лицо».

Должностное лицо можно определить как работника, занимающего определенную должность, обусловленную кругом обязанностей, прав и характером ответственности, или, другими словами, должностное лицо — это работник, занимающий штатную единицу служащего (руководителя, специалиста, другого служащего), круг должностных обязанностей, прав и ответственности которого определен трудовым договором (контрактом), должностной инструкцией и соответствующими квалификационными справочниками (выпусками Единого квалификационного справочника должностей служащих).

Уполномоченное должностное лицо нанимателя — руководитель (его заместители) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений (ст. 1 ТК).

Материальная ответственность в кадровой сфере чаще всего выражается:

в выплате среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы; в возмещении в размере десятикратного среднемесячного заработка, если суд посчитает невозможным или нецелесообразным восстановление работника на работе по причинам, не связанным с совершением виновных действий работником; в возмещении морального вреда; в возмещении излишне выплаченных сумм по результатам проверки соблюдения законодательства о труде и занятости населения (в порядке регресса).