Духовно-культурная система и ее конституционное закрепление.

Вопросы культуры, науки, образования, религии, т.е. сфера духовной жизни человека не менее важны, чем экономические и социальные.

Первая поправка к Конституции США – одна из самых знаменитых – закрепила свободу вероисповедания, свободу слова и печати. Обычно в конституциях провозглашают отделение государства от церкви. Например, Конституция Италии, закрепляет следующие положения: «Государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере. Все религиозные исповедания равны и свободны перед законом».

Общая тенденция современного конституционного права направлена на установление равноправия вероисповеданий, отделение государства от церкви, защиту религиозных меньшинств, однако бывают исключения. Конституция Греции провозглашает господствующей религией восточно-православную церковь Христову. Провозглашение одной из конфессий господствующей предполагает определенные преимущества как для слушателей, так и для лиц, ее исповедующих.

Если вопросы религии и религиозных культов регулировались правом (прежде всего конституциями) достаточно давно, то вопросы образования, науки, культуры появились в конституционном праве зарубежных стран сравнительно недавно и, видимо, под влиянием послевоенных конституций, написанных с участием социалистов (Конституция Италии 1947, Франции 1946 года принятия).

Действующая итальянская конституция является неким образцом в области конституционного регулирования прав и свобод. Не является исключением и сфера образования, науки и культуры. Статьи 33 и 34 этой конституции закрепляют все, что можно закрепить по данной проблеме: «Искусство и наука свободны. Республика устанавливает общие нормы по вопросам просвещения и учреждает государственные школы всех родов и ступеней. Частные организации и лица имеют право учреждать школы и образовательные институты, содержащиеся не за счет государства».

Понятие духовно-культурной сферы весьма широкое. В зависимости от уровня всего общества зависит степень духовной культуры.




У каждой эпохи, народа, социальной группы есть «своя мораль», специфическое представление о добре и зле, справедливости и долге. Однако, все эти разнообразные нравственные системы имеют и много общего. Общечеловеческую мораль невозможно сформулировать, хотя она является аспектом любой нравственной системы. Все они выполняют в обществе те функции, которые определяют меру гуманности, которая была доступна этому сообществу, воспитывали в людях способность понимать и на его основе регулировать свою жизнь. В результате за свою долгую историю человечество определило общий вектор своего нравственного развития. Нравственное развитие общества предполагает движение от низшего к высшему, от существующего, несовершенного, к должному положению вещей, к идеалу. Однако, идеальная нравственная культура включает самые высшие образцы морального поведения. Реальная же нравственная культура, обычные для общества мотивы и поступки ориентируются на идеал, но не совпадают с ним. Все конкретные нравственные системы внутренне направлены на то, чтобы выразить идеальную общечеловеческую мораль в той форме, которая подходит к данному историческому периоду. Несоответствие между реальностью и постоянно развивающимися представлениями о совершенстве задает направление нравственному развитию человечества.

На протяжении длительного периода своей истории человечество исповедовало представления о нравственности, которые устойчиво передавались из поколения в поколение. Нравственность вообще понималась как традиция поддержания незыблемых норм и ценностей жизни.

Среди многих нравственных традиций можно держаться любой, но нельзя избегать выполнения каких бы то ни было обязанностей.

Например, патриархальная и советская нравственные системы были основаны на принципе коллективизма, предпочтения общественных интересов интересам отдельного человека, а буржуазная – на принципе индивидуализма, т.е. противопоставления себя всякой общности людей.