Федеральное правительство Германии. Особенности правового положения федерального канцлера.

Исполнительную ветвь власти в ФРГ возглавляет Федеральное правительство под председательством Федерального канцлера. Термин «канцлер» либо «рейхсканцлер» в немецком языке традиционно использовался для обозначения должности главы государства с 1867 г. Канцлером Северогерманской конфедерации стал Отто фон Бисмарк.

В соответствии с Основным законом Федеральный канцлер избирается Бундестагом без прений по предложению Федерального президента. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов членов Бундестага. Федеральный президент обязан произвести назначение избранного лица.

Если предложенное лицо не избрано, Бундестаг может в течение 14 дней после проведения этих выборов избрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, то немедленно проводится новый тур голосования, после которого избранным считается лицо, получившее наибольшее число голосов. Если избранное лицо получило голоса большинства членов Бундестага, Федеральный президент должен произвести его назначение в течение 7 дней после выборов. Если избранное лицо не собрало такого большинства, Федеральный президент обязан в течение 7 дней либо произвести его назначение, либо распустить Бундестаг.

Полномочия канцлера начинаются с даты его назначения на должность и не имеют установленного срока. Полномочия Федерального канцлера прекращаются в любом случае с момента первого заседания Бундестага нового созыва.




Бундестаг может выразить недоверие Федеральному канцлеру. Для этого необходимо, чтобы Бундестаг большинством голосов избрал преемника Канцлера и обратился к Федеральному президенту с просьбой об отстранении от должности Федерального канцлера. Президент должен удовлетворить эту просьбу и произвести назначение избранного лица. При этом между предложением о выражении недоверия и выборами должно пройти 48 часов.

Со своей стороны, Федеральный канцлер может инициировать роспуск Бундестага. В соответствии со ст. 68 Основного закона Канцлер наделен правом ставить на голосование в Бундестаге вопрос о доверии ему. Получив вотум недоверия от большинства членов Бундестага, Президент может по предложению Канцлера в течение 21 дня распустить Бундестаг. Право на роспуск утрачивается, как только Бундестаг изберет большинством голосов другого Федерального канцлера. Между ходатайством о выражении доверия и голосованием должно пройти 48 часов.

Федеральный канцлер является одним из наиболее влиятельных должностных лиц в стране и фактически персонифицирует собой Федеральное правительство (Кабинет). Канцлер председательствует на заседаниях Кабинета. Он определяет основные направления его политики и несет персональную ответственность за его деятельность. В связи с этим Федеральному канцлеру предоставлено право формировать правительство. Канцлер предлагает кандидатуры на должности министров Федеральному президенту, а Президент утверждает их. При этом если Канцлер избран коалицией, при подборе кандидатур министров для него являются обязательными политические соглашения, достигнутые при формировании коалиции.

Точно такой же порядок используется для смещения министров с их постов. Кроме того, полномочия министров прекращаются в любом случае с момента первого заседания Бундестага нового созыва, а также и при любом ином прекращении должностных полномочий Федерального канцлера.

Федеральное правительство действует на основе принципов:

– политического лидерства Канцлера – он определяет основы политики, реализуемой правительством, и несет ответственность за реализацию этой политики;

– совместного принятия решений Кабинетом – принцип коллегиальности в работе правительства;

– принципа министериальной автономии – каждый министр ответственен за работу собственного министерства и несет ответственность за принятые им решения.

Основной закон ФРГ о Федеральном правительстве Статья 65. Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за это ответственность. В пределах этих основных направлений каждый федеральный министр самостоятельно и под свою ответственность ведет дела его отрасли. При расхождении мнений федеральных министров решение принимает Федеральное правительство. Федеральный канцлер ведет дела правительства в соответствии с регламентом, принятым Федеральным правительством и одобренным Федеральным президентом.

Статья 66. Федеральный канцлер и федеральные министры не могут занимать какую-либо иную оплачиваемую должность, осуществлять предпринимательскую либо профессиональную деятельность или входить в состав руководства, а без согласия Бундестага – и в состав наблюдательного совета предприятия, имеющего целью извлечение прибыли.

Судебная система ФРГ состоит из судов конституционной, общей и специальной юрисдикции. Кроме принципа специализации, в основу судебной системы ФРГ положен и принцип территориальности с учетом федеративного устройства страны.

Судами конституционной юрисдикции является Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель. Последние имеют различные названия: конституционные суды правосудия (Бавария, Берлин), земельные конституционные суды (Шлезвиг-Гольштейн, Саксония-Анхальт), государственные органы правосудия (Бремен, Гессен), конституционные суды (Бранденбург, Гамбург).

Федеральный конституционный суд (ФКС) призван следить за тем, чтобы органы публичной власти федерации и ее субъектов выполняли положения Основного закона, в том числе относительно прав и свобод человека и гражданина. С момента своего образования в 1951 г. ФКС располагается в г. Карлсруэ. Решение об этом было принято специально для того, чтобы минимизировать возможное политическое влияние на ФКС центральных органов государственной власти, которые размещались сначала в г. Бонн, а сейчас – в г. Берлин.

ФКС выносит решения:

– о толковании Основного закона в связи со спорами об объеме прав и обязанностей какого-либо верховного органа власти Федерации или других сторон, наделенных Основным законом или регламентом верховного органа власти Федерации правами, которые они могут осуществлять самостоятельно;

– при наличии разногласий или сомнений относительно того, соответствует ли федеральное право или право земли по своей форме или своему содержанию Основному закону, либо относительно того, соответствует ли право земли федеральному праву– по ходатайству Федерального правительства, правительства земли или одной трети членов Бундестага;

– при наличии разногласий относительно того, принят ли закон в соответствии с реализацией федерацией права установления равноценных условий жизни на территории Федерации или сохранения правового и экономического единства – по ходатайству Бундесрата, правительства земли либо народного представительства земли;

– при наличии разногласий относительно прав и обязанностей Федерации и земель, в частности, при применении землями норм федерального права и при осуществлении федерального надзора;

– по другим публично-правовым спорам между Федерацией и землями, между различными землями или в пределах одной земли, если не предусмотрен иной порядок судебного рассмотрения;

– по конституционным жалобам, которые могут быть поданы любым лицом, утверждающим, что государственная власть нарушила одно из его основных прав;

– по конституционным жалобам общин или объединений общин по поводу нарушения каким-либо законом их права на самоуправление; в отношении законов земли это возможно лишь в случае, если жалоба не может быть подана в конституционный суд земли;

– в других случаях, предусмотренных Основным законом.

Решения Суда является окончательными, и все органы публичной власти используют их как прецеденты (несмотря на существование в ФРГ романо-германской правовой системы).