Законодательный процесс: понятие и основные стадии.

Законодательный процесс – это порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов.

Законодательный процесс состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга стадий:

– законодательная инициатива;

– обсуждение законопроекта;

– принятие закона;

– санкционирование, промульгация и опубликование закона.

Под законодательной инициативой понимается официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение управомоченным на то субъектом в соответствии с установленной процедурой и обязанность парламента рассмотреть внесенный законопроект и принять по нему решение.

Правом законодательной инициативы пользуется ограниченный круг субъектов. Этим правом обладают:

1) члены парламента;

2) правительство, реже глава правительства (Франция, Япония);

3) определенное, установленное законом число избирателей (США, Швейцария, Италия, Испания);

4) глава государства (Мексика, Бразилия, Венгрия, Польша, Латвия, Литва, Украина);

5) высшие судебные органы (Бразилия);

6) субъекты федерации или административно-территориальных единиц в лице их высших органов (Швейцария, Чехия);

7) церковь по вопросам, входящим в ее компетенцию, в лице руководящих органов (Великобритания);

8) специальные органы и учреждения (так, в Италии согласно ч. 3 ст. 99 Конституции этим правом наделен Национальный совет экономики и труда).




Вторая стадия законодательного процесса – обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях палат парламента, а также рассмотрение законопроекта в парламентских комиссиях (комитетах).

Рассмотрение законопроектов в палате принято делить на стадии, называемые чтениями. Обычно законопроект проходит три чтения.

Первое чтение состоит в том, что председатель палаты оглашает название законопроекта и может заслушать инициатора законопроекта. Второе чтение предполагает обсуждение законопроекта в деталях. Третье чтение включает в себя обсуждение законопроекта в целом.

Третья стадия законодательного процесса – стадия принятия законопроекта палатой.

Для принятия закона необходим кворум – это установленное минимальное число депутатов, при котором они могут принимать имеющие законную силу решения. Подходы в определении кворума различные:

1) кворум может определяться какой-либо цифрой;

2) кворум может определяться процентным отношением к общему числу членов палаты;

3) в большинстве стран применяется требование присутствия не менее половины членов палаты парламента.

После принятия одной из палат в двухпалатном парламенте законопроект передается в другую, где рассматривается в том же порядке. Вторая палата может принять предложенный законопроект полностью, внести в него поправки, дополнения или отклонить его.

Заключительная стадия законодательного процесса – стадия санкционирования, промульгации и опубликования закона.

Принятый парламентом законопроект направляется на утверждение главы государства. Санкционирование законопроекта осуществляет глава государства путем подписания его официального текста.

Промульгация – это издание специального акта главой государства, содержащего распоряжение об официальном опубликовании закона.

Опубликование закона – доведение его содержания до всеобщего сведения. Законы публикуются в официальном органе государства. Кроме того, в условиях гласности все законы, помимо официального опубликования, должны обнародоваться в СМИ.