Взаимоотношения государства и конфессий в зарубежных странах. Религиозные организации, общины и конфессии и их участие в политической жизни.

Религия играет заметную роль в жизни любого общества и государства. Взаимоотношения между религией и политикой довольно сложные и при определенных исторических условиях проявляются по-разному. Религия как одна из форм общественного сознания по-своему объясняет мир, регулирует отношения между людьми.

Сложное взаимодействие политики и религии объясняют по-разному. По мнению одних исследователей, религия и политика – явления абсолютно не совместимы. Это два разных мира, которые не пересекаются. Они считают, что принципиальное различие между этими категориями связана с практической деятельностью. Свое мнение они обосновывают тем, что христианством слишком часто злоупотребляли для отстаивания сугубо групповых целей.

Сторонники другой точки зрения, наоборот, подчеркивают, что христианство на протяжении веков сплачивало людей для борьбы против внешних врагов, для преодоления внутренних кризисов. Таким образом, оно включалось в круг политических институтов и в массовом сознании воспринималось как идеология. Отметим, что это характерно не только для христианства, но и для других религий.

И наконец, еще один взгляд заключается в прямом отождествлении религии и политики. Такие убеждения присущи марксизма, который рассматривал служителей церкви как политических противников, а антирелигиозной борьбе придавал политического характера.




Самый корректный тезис о взаимовлиянии политики и религии на нескольких уровнях: духовных явлений, организаций, отдельных людей.

Какие типы взаимодействия политики и религии? Самый распространенный из них – государственная религия, которая обычно выполняет функцию поддержания и оправдания ценностей того или иного общества. Государственная религия существует в Великобритании, Исландии, Дании, Швеции, Норвегии и большинстве мусульманских стран.

Второй тип – «общественная религия». Как правило, такой статус имеет религия в тех демократических государствах, где предоставляется свобода выбора той или веры. В таких странах государство согласовывает отношения между политикой и религией, учитывая интересы представителей различных вероисповеданий, но так, чтобы при этом не нарушались права неверующих граждан.

Третий тип – «мировоззренческая религия» – заключается в том, что религиозные верования идентифицируют с определенными политическими и идеологическими убеждениями. При таких условиях церковь устанавливает единственно правильную для ее последователей социально-политическую ориентацию. Такого принципа, в частности, придерживается католическая церковь.

Четвертый тип взаимодействия – теократическая модель – характерный для современных мусульманских стран, в которых кое-где происходит объединение светской и духовной властей или даже ликвидация светской.

Политика и религия имеют ряд общих функций, однако следует помнить, что некоторые из них, например интегративная, при определенных обстоятельствах могут превратиться в дезинтегративни.

Диалектика взаимодействия политики и религии проявляется в политизации религии и религиезации политики.

Религиезация политики проявляется в: необходимость учета степени религиозности общества и отношения к религии различных слоев населения; осознании роли верующих и их организаций в решении социально-экономических задач; использовании религиозного фактора для достижения политических целей; демократическом общении государственных и партийных лидеров с церковью; создании возможностей для религиозного воспитания в негосударственных учебных и воспитательных заведениях; использовании церковью государственных средств массовой информации для пропаганды вероучений; разработке политики, обеспечивающей нормальные условия для верующих.

Политизация религии находит свое выражение в: участия служителей культа и религиозных организаций в политической деятельности; функционировании политических партий и движений на религиозной основе; участия церкви в урегулировании политических и социальных конфликтов и т.д.