Система конституционного права – это внутреннее строение конституционного права, его структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм, регулирующих относительно самостоятельные блоки – конституционно-правовые институты общественных отношений.
Конституционно-правовые нормы – установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу. Они закрепляют методы и формы осуществления государственной власти, являются фундаментальными с политической точки зрения.
Классификация конституционно-правовых норм:
- По степени определенности предписании:
– диспозитивные (предполагают возможность выбора вариантов поведения субъекта права, излагаемых в самой норме права);
– императивные (предписывают строго определенное поведение субъекта права, закрепленное в конкретной норме).
- По назначению в механизме правового регулирования:
– материальные (предусматривают содержание действия);
– процессуальные (определяют формы реализации действия).
- По юридической силе различают нормы, содержащиеся:
– в конституциях; – законах; – подзаконных актах.
- По территориальным пределам различают нормы, действующие на территории:
– всей страны; – отдельных регионов; – муниципальных образований.
- По времени действия:
– постоянные (не имеют определенного срока);
– временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).
Основную массу конституционно-правовых норм составляют нормы-правила, регулирующие конкретные общественные отношения, определяющие права и обязанности субъектов этих отношений, их правомерную деятельность. К ним относятся нормы, устанавливающие права и обязанности граждан, определяющие правовой статус государственных органов, и т.д. Нормы-цели определяют основные направления развития общества и государства, дают ориентацию для законодательной деятельности (например, ст. 3 Конституции КНР 1982 г. с поправками и изменениями 1993 г. устанавливает цель государства – строительство социализма в модернизированном виде).
Нормы-принципы представляют собой нормативное закрепление принципов организации общественного и государственного строя (например, специальный раздел «Принципы политики государства» в конституциях Ирландии, Индии, Пакистана и др.).
Нормы-определения содержат качественную характеристику конституционных институтов, отдельных органов государства (например, характеристика государства как правового, социального в Основном законе (Конституции) ФРГ).
Конституционно-правовые институты – это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, институт местного самоуправления и т.д.). Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, числу норм и их юридической силе. Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например: народное представительство на общегосударственном уровне (парламент), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание); права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).
Наиболее крупные институты конституционного права могут быть охарактеризованы как подотрасли, например парламентское право, избирательное право и т.д.