Разделение властей – принцип организации и деятельности государственного аппарата, определяющий распределение всех органов государства между тремя самостоятельными по предметам ведения ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательные органы представлены выборными от народа парламентами, советами, собраниями. Они определяют основные направления политики государства путём принятия законодательных актов, в том числе бюджета государства, и контролируют деятельность исполнительной власти. Исполнительные органы представлены сформированными в выборном или назначаемом порядке правительством, министерствами, управлениями, департаментами. Они осуществляют путём принятия подзаконных решений и оперативной работы непосредственное управление различными областями социальной жизни (экономикой, культурой, образованием, внешней политикой, обороной и т.д.). Судебные органы представлены конституционными судами, судами общей и специальной юрисдикции, прокуратурой. Они осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, разрешают споры о праве, применяют санкции за правонарушения. Каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность ограничивать действия органов других ветвей в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется путём закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы исполнительной власти распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами. В настоящее время принцип разделения властей закреплён в конституциях подавляющего большинства стран мира.
Принцип разделения властей предписывает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов.
Элементы системы сдержек и противовесов:
- срочность полномочий должностных лиц разных уровней;
- несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления;
- право вето на законопроекты;
- право роспуска парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов;
- конструктивный вотум недоверия правительству со стороны парламента;
- независимость судейского корпуса и т.д.
Набор данных элементов в разных государствах может быть различным. Тем не менее, наличие в конституции принципа разделения властей и реализация его на практике – важное качество правового государства. Ибо осуществление этого принципа ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной деятельности государственного аппарата.