Порядок внесения изменений и дополнений в зарубежные конституции.

Изменение конституций может осуществляться:

1) «гибкие» конституции – изменяются и дополняются в том же порядке что и обычные законы страны (парламент, 51%);

2) «жёсткие» конституции:

а) квалифицированное (³∕5, ⅔, ¾) большинство состава парламента;

б) квалифицированное (³∕5, ⅔, ¾) большинство состава специально созванного (избранного) учредительного представительного органа;

в) проведение всенародного референдума.

Отмена конституций может быть:

  1. легитимной – осуществляется на законной основе:

а) путем принятия обычных законов («гибкая» конституция);

б) путем принятия в особом порядке новой конституции и отмены старой

(«жёсткая» конституция; референдум, ³∕5, ⅔, ¾, …).

  1. нелегитимной – осуществляется незаконным образом в нарушение установленного правового порядка:

а) революция;

б) военно-полицейский переворот.

 




По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции зарубежных стран подразделяются на две группы.

Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Если парламентские законы принимаются простым (50% кворума + 1) большинством голосов, то для принятия поправок и дополнений к конституции устанавливается в самом основном законе особая процедура. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Иными словами, как принятие конституции, так и изменение ее относится к компетенции учредительной власти, а она функционирует в соответствии с более строгими процедурными правилами, чем власть законодательная.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, так как отсутствует сам писаный текст основного закона. При изменении гибкой конституции каждый последующий закон содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения ранее не регулировавшие, либо регулировавшиеся обычным правом. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии.

Почти всегда в новые конституции включаются нормы, запрещающие пересматривать некоторые положения (в ряде стран – республиканскую форму правления, в Португалии – право на демократическую оппозицию, в Германии – принципы правового, демократического и федеративного государства, в Мавритании – принципы многопартийности). В некоторых странах (Греция, Румыния) неизменными объявлены целые разделы конституции. Нередко запрещается изменение конституции в период чрезвычайного положения (например, в Испании), иногда – в течение определенного срока после ее принятия (в Бразилии, Греции, Португалии – 5 лет). В иных же странах в конституциях, согласно установленным ими правилам, некоторые положения могут изменяться упрощенным образом, без квалифицированного большинства (Индия и др.).

В большинстве случаев конституционные поправки не подлежат вето главы государства (его требованию вторично рассмотреть закон) и должны быть опубликованы, но в некоторых странах вето главы государства распространяется и на законы о поправках (Индия, Нидерланды, Пакистан), хотя на практике не применяется.

При военных переворотах нередко используется чрезвычайный порядок изменения и отмены конституции: военные советы отменяют или приостанавливают ее некоторые главы или статьи, а порой и весь текст.