Содержимое актуально на конец 2018 года. Курсовая работа по дисциплине Уголовное право Республики Беларусь на тему «Общая характеристика преступлений, связанных с террористическими действиями или террористической направленностью». Республика Беларусь
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что терроризм, террористы, террористическая деятельность – эти понятия практически ежедневно появляются в средствах массовой информации, порождая беспокойство и озабоченность граждан за свое настоящее и будущее. Терроризм нередко называют глобальной проблемой современности, а прогнозы ученых и практиков относительно дальнейшей терроризации действительности – от не самых утешительных до апокалипсических.
Объективно терроризм представляет собой сложное, многомерное явление, посягающее на различные охраняемые законом блага, общественные установления, различными способами, что, естественно, вызывает трудности в выработке его общего понятия и отличительных признаков.
Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.
Масштабы терроризма и его межгосударственный характер сделали совершенно необходимым налаживание системы противодействия ему, координацию усилий различных государств на долгосрочной основе и на самом высшем уровне, создание международных организаций по борьбе с ним. Конечно, практически все официальные лица публично осуждают терроризм. Но это не должно успокаивать, поскольку слова и дела часто расходятся.
Исключительное распространение получил криминальный терроризм, т.е. совершение террористических актов (причем многочисленных и чаще мелкомасштабных) организованными и иными преступными группами для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности.
Современное международное сообщество пока не смогло дать единого определения терроризма. Попытки разработать единую, всеобъемлющую конвенцию относительно международного терроризма, которая содержала бы это определение, не увенчались успехом.
Отмечается несколько причин невозможности квалификации терроризма на международно-правовом уровне: различные подходы разных государств к понятию «терроризм»; большое влияние политического фактора на оценку событий, связанных с совершением террористических актов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при совершении преступлений террористической направленности.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающихся в процессе реализации норм уголовного права, возникающих при совершении преступлений террористической направленности.
Цель работы заключается в комплексном анализе преступлений террористической направленности.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
- систематизировать преступления террористического характера и преступления с признаками терроризирования;
- охарактеризовать преступления, предусмотренные статьями 289, 126, 359 Уголовного кодекса Республики Беларусь;
- дать юридиечский анализ угрозы совершения акта терроризма; финансирования террористической деятельности;
- исследовать содействие террористической деятельности, создание организации для осуществления террористической деятельности либо участие в ней;
- изучучить отличие акта терроризма от смежных составов преступлений.
Методологическая основа исследования. В ходе исследования в качестве методологической основы использовались общенаучные и частно-научные методы познания: а) анализ, синтез; дедукция, индукция; диалектический, исторический, системный и функциональный; б) сравнительно-правовой, формально-юридический, логико-юридический.
Степень научной разработанности темы. Наиболее обстоятельные разработки в этом направлении осуществлены Ю. М. Антоняном, Т. А. Боголюбовой, С. С. Босхоловым, В. П. Емельяновым, М. П. Киреевым, В. С. Комиссаровым, В. А. Липканом, В. В. Лунеевым, В. В. Мальцевым, Г. М. Миньковским, С. М. Мохончуком, В. Е. Петрищевым, В. П. Ревиным, К. Н. Салимовым, О. Ф. Шишовым и многими другими.
Нормативной основой проведенного исследования является Конституция Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь и др. НПА.
Работа состоит из введения, основной части (3 раздела), заключения, списка использованной литературы.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА И ПРЕСТУПЛЕНИЙ С ПРИЗНАКАМИ ТЕРРОРИЗИРОВАНИЯ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Терроризм надлежит рассматривать как составную часть совокупности преступлений террористической направленности в целом и преступлений террористического характера в частности.
Преступления террористической направленности в действующем Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее – УК) [1] разнесены по разным его разделам.
К преступлениям террористической направленности относятся следующие составы преступлений: терроризм в узком смысле (ст. 289 УК) предусмотрен в гл. 27 «Преступления против общественной безопасности» разд. X «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения»; «Акт терроризма в отношении представителя иностранного государства или международной организации» (ст. 124 УК), «Нападения на учреждения, пользующиеся международной защитой» (ст. 125 УК), «Международный терроризм» (ст. 126 УК) закреплены в гл. 17 «Преступления против мира и безопасности человечества» разд. VI «Преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления»; «Угроза совершением акта терроризма» (ст. 290 УК) и «Финансирование террористической деятельности» (ст. 2901 УК), предусмотрены в гл. 27 «Преступления против общественной безопасности» разд. X; уголовная ответственность за «Террористический акт» (ст. 359 УК) закреплена в гл. 32 «Преступления против государства» разд. XIII «Преступления против государства и порядка осуществления власти и управления», статья 2901 – финансирование террористической деятельности; статья 2902 – содействие террористической деятельности; статья 2903 – прохождение обучения или иной подготовки для участия в террористической деятельности; статья 2904 – создание организации для осуществления террористической деятельности либо участие в ней; статья 2905 – организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации; статья 359 – акт терроризма в отношении государственного или общественного деятеля; статья 361 – призывы к действиям, направленным в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, ее суверенитету, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности [2, c. 16].
Терроризм может пониматься не только в узком смысле, но и в широком. В последнем случае подразумеваются все преступления террористического характера.
В УК можно выделить особую группу составов преступлений с признаками (элементами) терроризирования, т. е. совершаемые с использованием террористических методов. Данная группа характеризуется тем, что устрашающее воздействие направлено не на все общество, а на его отдельных представителей или узкую группу людей, при этом обстановка страха создается не только с помощью насилия или угрозы таковым, но и путем использования виновными ненасильственных действий или угрозы таковыми. Например, распространение клеветнических или оглашение иных сведений, которые лица желают сохранить в тайне (ст. 185 УК); уничтожение или повреждение имущества (ст. 218 УК).
УК содержит такие преступления с признаками (элементами) терроризирования, как, например, ст. 166 «Изнасилование», ст. 170 «Понуждение к действиям сексуального характера», ст. 185 «Принуждение», ст. 208 «Вымогательство», ст. 232 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», ст. 246 «Принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения», ст. 288 «Принуждение лица к участию в преступной деятельности», ст. 291 «Захват заложника», ст. 292 «Захват зданий и сооружений», ст. 324 «Угроза опасным использованием радиоактивных материалов», ст. 362 «Убийство сотрудников внутренних дел», ст. 366 «Насилие или угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг», ст. 389 «Угроза в отношении судьи или народного заседателя», ст. 390 «Вмешательство в разрешение судебных дел или производство предварительного расследования», ст. 403 «Воспрепятствование явке свидетеля, потерпевшего либо даче ими показаний», ст. 410 «Действия, дезорганизирующие работу исправительного учреждения, исполняющего наказания в виде лишения свободы, или арестного дома», ст. 440 «Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей», ст. 442 «Угроза начальнику».
Полагаем, что преступления с признаками (элементами) терроризирования могут быть разгруппированы следующим образом:
- признаки (элементы) терроризирования существуют в составе единолично, например, ст. 185, 208, 232, 288, 291, 292 УК;
- признаки (элементы) терроризирования закреплены в составе наряду с иными преступными деяниями, например, ст. 410, 440 УК;
- существование признаков (элементов) терроризирования в ряде составов обусловлено наличием определенных условий, например, ст. 166, 170, 362, 389, 442 УК.
В.П. Емельянов предлагает разгруппировать преступления с признаками (элементами) терроризирования следующим образом исходя из выраженности этих признаков:
- терроризирование как свойство деяния выражено в обязательных признаках состава, данная группа подразделяется на две подгруппы: 1) признаки терроризирования выражены безальтернативно; 2) признаки терроризирования предусмотрены наряду с признаками других деяний в сложном составе с альтернативными деяниями;
- терроризирование как факультативный признак выражено прямо в словах «воздействие», «воспрепятствование», «вмешательство», «ограничение», «прекращение», «с целью воспрепятствования»;
- возможность обретения преступными деяниями свойств терроризирования выражено косвенно посредством словосочетания «в связи»;
- деяния в отдельных случаях и при определенных обстоятельствах могут обретать характер терроризирования [3, c. 61].
Полагаем, что с В.П. Емельяновым нельзя согласиться в отношении последнего пункта приведенной классификации, так как законодатель изначально поместил в анализируемые составы преступлений признаки (элементы) терроризирования, которые отражают сущностную характеристику данной группы преступных деяний.
Возвращаясь к разбросанности по разным разделам УК преступлений террористической направленности, отмечаем, что различные авторы не раз указывали на данную проблему, говоря о необходимости систематизации, например, Г.Н. Борзенков, А.И. Ситникова, В.С. Комиссаров, последний акцентирует внимание на том, что это (разбросанность) нарушает текстуальную структуру закона, его целостность и согласованность [4, c. 218; 5, c. 487].
Преступления террористического характера являются сложными преступными деяниями, что объясняется двумя этапами в их совершении: 1) деяние нацелено на запугивание, устрашение или порождение паники; 2) деяние понуждает конкретных субъектов поступать определенным образом.
Учитывая сложность законодательных конструкций составов преступлений террористического характера, что обусловлено их многообъектностью, заметим одно – единственным непосредственным объектом указанных преступных посягательств, который пронизывает два отмеченных этапа, всегда является общественная безопасность в независимости от того, как законодателем были сформулированы признаки составов преступлений.
Это обусловлено тем, что посягательство террористами на избранный ими объект не является таким пагубным, как последствия их посягательства на общественную безопасность. Например, А.И. Коробеев, Г.Н. Борзенков и В.С. Комиссаров говорят об этом так: «…именно данная группа преступлений (преступления террористического характера) представляет опасность для безопасности общества: приводит к многочисленным человеческим жертвам, крупному материальному ущербу, дестабилизирует обстановку в государстве, формирует негативную морально-психологическую атмосферу, порождает панические настроения, чувство страха граждан за свою жизнь» [6, c. 76].
Некоторые преступления террористического характера (ст. 124-126 УК) размещены в гл. 17 «Преступления против мира и безопасности человечества». Например, В.П. Емельянов считает, что когда какое-либо преступление террористического характера «находится среди статей о преступлениях против государства или мира и безопасности человечества, то. искажается характер и искусственно завышается степень общественной опасности. актов терроризма».
Соглашаясь с приведенным мнением, считаем, что размещение данных составов преступлений в гл. 17 указывает не на повышенную степень общественной опасности этих составов преступлений, а отражает специфичность целей, которых виновные лица желают достичь при их совершении. Следовательно, закрепленные в ст. 124-126 УК цели свидетельствуют о том, что составы данных преступлений являются частными проявлениями терроризма. Полагаем, что аналогичная ситуация имеет место и в отношении ст. 359 УК.
Следует отметить, что помимо общественной безопасности неотъемлемыми признаками преступлений террористического характера всегда выступают публичный характер и цели.
В юридической литературе нет единой точки зрения, как надлежит определять понятие «общественная безопасность».
Г.А. Туманов и В.И. Фризко считают, что «общественная безопасность представляет собой совокупность опосредованных источниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими, техническими и организационными нормами с целью предотвращения и устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде» [7, c. 46; 8, c. 34].
П. Тихий рассматривает общественную безопасность как «определенную систему общественных отношений, обеспечивающих предотвращение и устранение общей опасности насильственного причинения вреда правоохраняемым интересам в целом, гарантирующих тем самым их устойчивость и надежность» [9, c. 45].
Братус, Н. Казанцев и С. Кечекьян определяли общественную безопасность как «систему мероприятий, направленных на охрану государственного и общественного порядка, правил. общежития, на обеспечение нормальных условий для трудовой деятельности и отдыха граждан» [10, c. 38].
Л.В. Кругликов считает, что под общественной безопасностью необходимо понимать «состояние защищенности личности, общества и государства преимущественно от разнообразных внутренних угроз общеопасного характера» [11, c. 218].
Г.В. Овчинникова определяет общественную безопасность как систему «общественных отношений по поводу создания и поддержания безопасных условий жизнедеятельности общества, функционирования и развития его институтов» [12, c. 41].
В.С. Егоров придерживается мнения, что общественная безопасность — это «совокупность общественных отношений, обеспечивающих охрану и защиту основных наиболее важных общественных интересов — неприкосновенности личности, общественного спокойствия, нормальный режим функционирования государственных органов» [13, c. 45].
Постановление Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 15 октября 1999 г. № 9-9 «О модельном законе «О безопасности» в абзаце 9 ч. 1 ст. 1 содержит следующее определение общественной безопасности: состояние защищенности жизни, здоровья и благополучия граждан, а также ценностей общества от возможных опасностей и угроз, способных нанести им ущерб [14].
Обобщая изложенные позиции, полагаем, что безопасность может быть определена следующим образом. Под общественной безопасностью надлежит понимать такое состояние общественных отношений, которое обеспечивает надлежащий уровень защищенности как всего общества в целом, так и отдельно взятого индивида, интересов юридических лиц и соответствующее функционирование государственных и общественных структур.
На основании всего сказанного считаем целесообразным для придания структурно-смыслового единства систематизировать нормы, предусматривающие уголовную ответственность собственно за терроризм и за преступления террористического характера, выделив в разд. X «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения» УК самостоятельную главу «Терроризм и преступления террористической направленности», включив в ее состав ст. 289, 124, 125, 126, 290, 2901-5, 359 УК.
ГЛАВА 2
ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ
2.1 Характеристика преступлений, предусмотренных статьями 289, 126, 359 Уголовного кодекса Республики Беларусь
Понятие акта терроризма дано в статье 289 Уголовного кодекса Республики Беларусь и оно звучит следующим образом: «Совершение взрыва, поджога, затопления, иных деяний общеопасным способом либо создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений или наступления иных тяжких последствий в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка (акт терроризма)».
В санкции части первой статьи 289 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. В соответствии со статьей 12 УК акт терроризма является особо тяжким преступлением, к которым относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного заключения или смертной казни.
Непосредственным объектом данного преступления являются основы общественной безопасности. Общественная безопасность – это система общественных отношений, которая поддерживает необходимый для надлежащего функционирования уровень защищенности общества, должную степень защищенности жизни и здоровья людей, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного спокойствия, нормальной деятельности государственных и общественных институтов.
Общественная безопасность проявляется в предотвращении, устранении угрозы, исходящей от общественно опасного поведения людей в различных сферах человеческой деятельности.
Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия населения региона или государства в целом, обеспечиваемое совокупностью политических, экономических, правовых, социальных, культурных, научных, экологических, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья настоящего и будущих поколений людей [15, c. 318].
Факультативными объектами акта терроризма могут быть жизнь и здоровье человека, отношения собственности, экологическая безопасность. Объективная сторона выражается действиями, которые указаны в диспозиции части первой настоящей статьи, а именно: совершение взрыва, поджога, затопления, иных деяний общеопасным способом либо создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений или наступления иных тяжких последствий.
Взрыв – освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Поджог – возгорание в результате умышленных или неосторожных действий, после чего пожар распространяется самопроизвольно.
Под общеопасным способом понимается способ совершения преступления, характеризующийся большой разрушительной силой или иным образом создающий опасность гибели людей, причинения телесных повреждений, иных тяжких последствий (взрыв, поджог, затопление и др.).
Иные действия при акте терроризма могут выразиться в умышленном обрушении зданий и сооружений, использовании отравляющих газов, заражении опасными заболеваниями, затоплении и т.д. Не исключается возможность совершения акта терроризма путём бездействия (например, умышленное невмешательство авиадиспетчера в развитие опасной ситуации при сближении воздушных судов).
Под опасностью гибели людей или причинения им телесных повреждений понимается реальная угроза причинения таких последствий неопределенному кругу лиц (как минимум одному лицу).
Телесное повреждение – это противоправное виновное причинение вреда здоровью другого человека, выражающееся в нарушении анатомической целостности или физиологической функции органов или тканей человеческого организма. Опасность причинения иных тяжких последствий – это создание реальной угрозы длительного нарушения работы предприятия, транспорта, связи, дезорганизации работы органов власти и управления, причинения масштабного вреда природной среде и т.п.
Реальность опасности наступления указанных последствий оценивается с учетом предмета преступного посягательства, времени, места, обстановки, способа совершения взрыва, поджога или иных действий [16, c. 41].
Состав преступления является формально-материальным, так как последствия данного преступления могут наступить, а могут быть предотвращены и не наступить.
Акт терроризма считается оконченным с момента совершения любого из указанных в статье действий при условии, что они создавали реальную угрозу гибели людей, причинения им телесных повреждений или наступления иных тяжких последствий.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает деяние общеопасного характера, которое направлено на причинение смерти или телесных повреждений людям, причинение иных тяжких последствий, и желает совершить такие действия.
Мотивами акта терроризма могут выступать корысть, месть, религиозный фанатизм и другие мотивы. Обязательным признаком субъективной стороны акта терроризма являются специальные цели: воздействие на принятие решения органами власти; воспрепятствование политической или иной общественной деятельности; устрашение населения; дестабилизация общественного порядка.
Воспрепятствование заключается в совершении любым способом деяний, препятствующих законной деятельности.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста. Совершение деяний, названных в статье 289, ответственность за которое возникает с 16 лет, несовершеннолетним, который достиг 14-летнего возраста, но в его действиях одновременно имеются признаки другого преступления, предусмотренного частью второй статьи 27 УК (например, убийства или умышленное причинение тяжкого телесного повреждения), то он подлежит уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части со ссылкой на статью 27 УК.
В качестве квалифицирующих признаков терроризма в ч. 2 ст. 289 УК указывается на совершение этого преступления:
1) повторно (ст. 41 УК);
2) группой лиц по предварительному сговору (ч. 12 ст. 4 УК);
3) лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные ст. 124, 126, 290-1 – 290-5, ч. 4 ст. 309, ч. 3 ст. 311 и ст. 359 УК;
4) сопряженный с причинением тяжких телесных повреждений.
В качестве особо квалифицирующих признаков состава терроризма в ч. 3 ст. 289 УК указывается на совершение действий, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 289 УК:
1) сопряженных с убийством человека (независимо от количества жертв убийство, совершенное в рамках терроризма, полностью охватывается составом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 289 УК);
2) организованной группой.
Акт международного терроризма (ст. 126 УК Республики Беларусь) – особо тяжкое преступление против мира, за которое допускается применение исключительной меры наказания. Вторым непосредственным объектом преступления являются основы общественной безопасности. Факультативными дополнительными объектами преступления могут быть: жизнь человека, здоровье, отношения собственности, экологическая безопасность.
Объективная сторона преступления (ч. 1 ст. 126 УК) характеризуется альтернативными деяниями: совершение взрыва, поджога, затопления, иных деяний общеопасным способом либо создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений или наступления иных тяжких последствий.
По ч. 2 ст. 126 УК карается акт международного терроризма, совершенный повторно (ст. 41 УК), либо группой лиц по предварительному сговору (ст. 17 УК), либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 124, 289, 290-1 или 359 УК, или сопряженный с причинением тяжких телесных повреждений (ст. 147 УК).
Квалифицирующими обстоятельствами ч. 3 ст. 126 УК являются деяния, совершенные организованной группой (ст. 18 УК), либо с применением объектов использования атомной энергии, либо с использованием радиоактивных веществ или ядерных материалов, сильнодействующих, токсичных химических или биологических веществ. По этой же норме наказывается акт международного терроризма, сопряженный с убийством человека («умышленное противоправное лишение жизни другого человека» – ст. 139 УК) и, в частности, с убийством государственного или общественного деятеля иностранного государства [17, c. 169].
Субъективная сторона преступления, как правило, характеризуется прямым умыслом: виновный 1) сознает, что совершает взрыв, поджог, затопление, иное деяние общеопасным способом либо создающее опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений или наступления иных тяжких последствий; 2) сознает, что местом совершения преступления является территория иностранного государства либо территория дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства, находящегося на территории Республики Беларусь, и желает совершить перечисленные деяния. Прямой умысел, как правило, имеет место и при посягательствах на государственного или общественного деятеля иностранного государства. Однако при убийстве человека возможна ситуация, когда виновный не ставил своей целью лишение потерпевшего жизни, но, причиняя телесные повреждения, сознательно допускал, что возможен смертельный исход (косвенный умысел).
Мотивы преступного поведения могут быть различными. Обязательным признаком преступления являются специальные цели – цель провокации международных осложнений или цель провокации войны либо цель дестабилизации общественного порядка в иностранном государстве.
Субъект преступления общий – лицо, достигшее шестнадцати лет. Часть 1 примечаний к статье 126 УК предусматривает, что лицо, участвовавшее в приготовлении к акту международного терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением государственных органов или иным образом предотвратило преступление. Необходимо иметь в виду, что исключать уголовную ответственность будет и добровольный отказ лица от доведения преступления до конца на стадии покушения в силу правил ст. 15 УК.
Непосредственным объектом актов терроризма против государственного и общественного деятеля (ст. 359 УК Республики Беларусь) является система внутренней безопасности государства, стабильность общественной и политической системы общества и государства, на основе которой обеспечиваются общественное спокойствие, демократические права и свободы граждан на занятие общественной и политической деятельностью в соответствии с интересами и политическими взглядами, нормальное функционирование политической системы и институтов государственной власти. Политическая и общественная стабильность – основной показатель внутренней устойчивости (безопасности) любого государства. Акт терроризма направлен на дестабилизацию внутренней устойчивости общественной и политической системы государства.
В качестве потерпевших при акте терроризма выступают государственные или общественные деятели – лица, активно проявляющие себя в политической или общественной деятельности посредством выдвижения, отстаивания общественно значимых предложений и решений. Посягательство на их жизнь осуществляется именно в связи с их активной и значимой деятельностью в обществе и государстве. Террор в отношении таких лиц вызывает негативную реакцию общества, дестабилизирует его, способен существенно повлиять в дальнейшем на характер деятельности государственных органов и в целом на политическую и общественную активность граждан.
К государственным деятелям следует относить работников высших и местных органов власти и управления, депутатов всех уровней, руководителей министерств, глав администраций районов, ответственных работников Администрации Президента Республики Беларусь, Аппарата Совета Министров Республики Беларусь и других лиц, кто ответственно и значимо осуществляет полномочия представителя государства.
К общественным деятелям относятся лица, активно и значимо проявляющие свою гражданскую, общественную или политическую позицию посредством участия в работе общественных объединений (движений), политических партий и просто вследствие активной личной позиции.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК, образуют акты терроризма в виде:
- насилия в отношении государственного или общественного деятеля (реализуется посредством причинения физического или психического вреда их здоровью любой степени тяжести в связи с их государственной или общественной деятельностью);
- захвата и (или) удержания в качестве заложников указанных лиц в связи с их государственной или общественной деятельностью.
Захват предполагает установление физического контроля над человеком с последующим удержанием его в таком состоянии в качестве заложника. При захвате и (или) удержании человека в качестве заложника может применяться физическое и психическое насилие. Акт терроризма совершает как тот, кто совершил захват с целью удержания лица в качестве заложника, так и тот, кто удерживал захваченное лицо в качестве заложника;
- похищения и (или) лишения свободы указанных лиц в связи с их государственной или общественной деятельностью.
Акт терроризма в виде деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 359 УК, признается оконченным преступлением с момента совершения указанных действий.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 359 УК, образует убийство государственного или общественного деятеля, совершенное в связи с его государственной или общественной деятельностью.
Акт терроризма в указанном виде квалифицируется как оконченное преступление, когда террористу удалось совершить убийство государственного или общественного деятеля. Покушение на убийство указанных лиц квалифицируется как неоконченное преступление – покушение на совершение акта терроризма, предусмотренного ч. 2 ст. 359 УК.
С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный сознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, и желает совершить такое посягательство в связи с их государственной или общественной деятельностью.
Обязательным признаком субъективной стороны акта терроризма (ч. 1 и 2 ст. 359 УК) является специальная цель – оказание воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствование политической или иной общественной деятельности, либо устрашение населения, либо дестабилизация общественного порядка. В противном случае содеянное квалифицируется как общеуголовное посягательство на свободу, здоровье или жизнь человека.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 359 УК, может быть любое лицо (гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее шестнадцати лет. Совершение данного преступления в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет квалифицируется соответственно как преступление против человека.
2.2 Угроза совершением акта терроризма; финансирование террористической деятельности: понятие, анализ состава преступления
Статья 290 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за угрозу совершения акта терроризма. Непосредственный объект данного преступления – общественная безопасность.
Объективную сторону образует высказывание угрозы совершением акта терроризма (совершением активных действий). Угроза представляет собой сообщение о намерении совершить акт терроризма в отношении представителя иностранного государства или международной организации (ст. 124 УК), акт международного терроризма (ст. 126 УК), акт терроризма (ст. 289 УК), акт терроризма в отношении государственного или общественного деятеля (ст. 359 УК).
При этом угроза должна содержать информацию о намерении лица совершить общеопасные действия: взрыв, поджог или иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения вреда здоровью, причинения ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Угроза может передаваться устно или письменно, с использованием технических средств в органы власти или управления, различным организациям, гражданам. Для квалификации деяния по ст. 290 УК важно установить, что угроза была воспринята получателями сообщения реально независимо от наличия или отсутствия намерения виновного реализовать угрозу.
Состав преступления формальный. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъект преступления общий, ответственность наступает с 16 лет.
Квалифицированный состав образует угроза совершением акта терроризма повторно (ст. 41 УК) либо группой лиц по предварительному сговору (ч. 12 ст. 4 УК) или угроза, повлекшая причинение ущерба в крупном размере или иные тяжкие последствия.
Статья 290-1 – финансирование террористической деятельности. Объект данного преступления – общественная безопасность в широком смысле.
Легальное определение термина «террористическая деятельность» содержится в абз. 12 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 03.01.2002 N 77-З «О борьбе с терроризмом» (далее – Закон о борьбе с терроризмом) [18].
В диспозиции ст. 290-1 УК в качестве предмета преступления указываются средства, в качестве которых могут выступать: деньги (национальная или иностранная валюта), ценные бумаги (номинированные как в национальной, так и в иностранной валюте); имущество (как движимое, так и недвижимое) и т.п., а также средства иной поддержки террористов, террористических групп и террористических организаций (например, информационное обеспечение).
Среди способов финансирования террористической деятельности можно назвать следующие: 1) спонсорство коммерческих структур, включая помощь различных благотворительных организаций; 2) финансирование за счет незаконной предпринимательской или иной криминальной деятельности.
Состав преступления формальный. Объективная сторона предусматривает несколько альтернативных общественно опасных деяний: 1) предоставление средств; 2) сбор средств. Способ сбора или предоставления может быть любой и значения для квалификации не имеет.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является специальная цель – предоставление или сбор средств в целях использования в террористической деятельности, обеспечения ее материальной или иной поддержки.
Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 290-1 УК) образует финансирование террористической деятельности, совершенное повторно (ст. 41 УК), либо организованной группой, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные ст. 124 — 127, 131, 287, 289, 290, 290-2 — 292, ч. 4 ст. 309, ч. 3 ст. 311, ст. 359, 360 УК.
В соответствии с примечанием к ст. 290-1 УК лицо, совершившее финансирование террористической деятельности, освобождается от уголовной ответственности за содеянное, если оно своевременно заявило о содеянном и (или) иным образом способствовало предотвращению акта терроризма и выявлению этого преступления.
При этом своевременность заявления о содеянном означает, что лицо сообщает органам власти, компетентным в принятии мер по предотвращению террористических угроз, о содеянном на этапе, когда у последних имеется возможность предотвращения актов терроризма, замышляемых финансируемыми группами или организациями.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
3.1 Содействие террористической деятельности, создание организации для осуществления террористической деятельности либо участие в ней: понятие, юридический анализ
Статья 2902 предусматривает состав преступления в виде содействия террористической деятельности. Объект преступления – общественная безопасность.
Состав преступления формальный. Объективная сторона предусматривает несколько альтернативных общественно опасных деяний, среди которых:
1) вербовка или иное вовлечение лица в террористическую деятельность;
2) обучение или иная подготовка лица для участия в террористической деятельности.
Под вербовкой, по нашему мнению, необходимо понимать действия, направленные на заключение соглашения об участии лица в террористической деятельности. Она может начинаться с выдвижения предложения о заключении подобного соглашения с последующей психологической обработкой кандидата (обещания, уговоры, шантаж и т.п.) и завершается заключением соглашения в письменной или устной форме.
Обучение лиц для участия в террористической деятельности может выражаться в проведении учебных занятий, направленных на приобретение знаний, умений и навыков по активному участию в такой деятельности (изучение особенностей подготовки или совершения актов терроризма, создания незаконных вооруженных формирований, руководства ими, обучение способам и методикам изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ и т.п.).
Иная подготовка может выражаться в предоставлении соответствующей литературы, психологическом сопровождении предполагаемых участников террористической деятельности, их физической подготовке и т.п.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Целью совершения описанных в диспозиции деяний является вовлечение лица в террористическую деятельность. Субъект преступления общий, ответственность наступает с 16 лет.
Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 290-2 УК) образует содействие террористической деятельности, совершенное лицом с использованием своих служебных полномочий. Обратим внимание на то, что субъект данного преступления специальный – должностное лицо.
В соответствии с примечанием к ст. 290-2 УК лицо, совершившее содействие террористической деятельности, освобождается от уголовной ответственности за содеянное, если оно своевременным сообщением государственным органам или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, предусмотренного ст. 290-2 УК.
Статья 2904 – создание организации для осуществления террористической деятельности либо участие в ней. Непосредственный объект данного преступления – основы общественной безопасности.
Состав анализируемого преступления является формальным с несколькими альтернативными действиями. Деяние может выражаться в следующих альтернативных формах:
- деятельность по созданию организации для осуществления террористической деятельности;
- руководство такой организацией либо ее частью или входящими в нее структурными подразделениями.
Состав преступления по признаку создания организации для осуществления террористической деятельности является усеченным. Такая деятельность представляет собой комплекс действий, направленных на формирование организации для осуществления террористической деятельности. Преступление этой формы будет окончено с момента совершения любых действий, направленных на формирование организации для осуществления террористической деятельности.
Руководство организацией для осуществления террористической деятельности означает осуществление организационно-распорядительных функций по управлению деятельностью всего преступного формирования либо ее частью или входящих в нее структурных подразделений по подготовке и совершению конкретных преступлений террористической направленности или по созданию условий для поддержания и развития данного вида преступной деятельности. Преступление, совершенное в указанной форме, признается оконченным с момента совершения любых действий по руководству созданной организацией для осуществления террористической деятельности либо ее частью или входящими в нее структурными подразделениями [19, c. 411].
Функции организатора и руководителя организации для осуществления террористической деятельности может совмещать одно лицо.
В ч. 2 ст. 2904 УК установлена ответственность за участие в организации, созданной для осуществления террористической деятельности, в любой иной форме.
Участие в организации, созданной для осуществления террористической деятельности (за исключением создания и руководства), предполагает вхождение в состав членов организации для осуществления террористической деятельности и выполнение любых действий в ее интересах (разработка, реализация мер по осуществлению террористической деятельности, создание условий для поддержания и развития такой преступной деятельности, снабжение орудиями и средствами совершения указанных преступлений, изготовление подложных документов и т.п.). Член такой организации отождествляет себя с этой структурой и воспринимается в качестве ее участника, занимает в ее иерархии определенное место.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Цель совершения предусмотренных составом рассматриваемого преступления деяний – осуществление террористической деятельности.
Субъект преступления общий, ответственность наступает с 16 лет.
Примечание к ст. 2904 УК предусматривает специальное основание освобождения от уголовной ответственности за деяния, указанные в ч. 2 указанной статьи, в случае добровольного прекращения участия в организации для осуществления террористической деятельности.
3.2 Отличие акта терроризма от смежных составов преступлений
Проблема разграничения преступлений всегда находилось в центре внимания доктрины уголовного права, ведь на практике такие разграничения могут быть не сразу заметны, что доставляет немало проблем не только студентам, но и специалистам в области юриспруденции. По сути дела, весь процесс квалификации состоит в последовательном отграничении каждого признака совершенного деяния от признаков других, смежных преступлений. Можно сказать, что разграничение преступлений есть обратная сторона квалификации [20, с. 69].
Исключением не является и акт терроризма, независимо от уровня преступления, будь он международного характера или внутригосударственного значения. Акт терроризма наиболее часто имеет схожесть с другими составами преступления по тем или иным отдельным признакам. Такие преступления, как акт терроризма в отношении представителя иностранного государства или международной организации, акт международного терроризма и другие преступления нередко рассматриваются как проявления терроризма, что считается неверным, так как все эти деяния имеют свои отличительные черты самостоятельных преступлений.
Во всех ниже рассматриваемых статьях субъективная сторона выражена прямым умыслом. Мотивы преступлений могут быть различными. Важным критерием всех различий между статьями является наличие у каждого рассматриваемого преступления специальной цели, которая может помочь в разграничении преступлений.
Поэтому отличие акта терроризма от смежных составов преступлений будет рассматриваться по схеме: «объект – объективная сторона – субъект».
Отличие от акта терроризма в отношении представителя иностранного государства или международной организации (статья 124 УК). В качестве одного из разграничительного признака выступает объект преступления, о чём свидетельствует расположенность акта терроризма и преступления, которое предусмотрено статьей 124, в разных главах Особенной части УК. Акт терроризма в отношении представителя иностранного государства или международной организации является преступлением против мира. Обязательным дополнительным объектом преступления по части первой статьи 124 являются здоровье и личная свобода, а по части второй рассматриваемой статьи — жизнь человека.
Потерпевшим в данном преступлении может быть: глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющий функции главы государства согласно Конституции соответствующего государства; глава правительства, министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены их семей; любой представитель или должностное лицо государства; любое должностное лицо или иной агент международной организации, а также проживающие с ним члены его семьи во время нахождения в иностранном государстве.
Между актом терроризма и актом терроризма, предусмотренного статьей 124 УК, существуют различия по объективной стороне.
Объективная сторона преступления, предусмотренное статьей 124, включает в себя деяния в отношении потерпевшего: насилие; захват и (или) удержание его в качестве заложника; похищение и (или) лишение его свободы; убийство представителя иностранного государства или международной организации (диспозиция части второй статьи 124).
Важным признаком преступления является цель преступления. В рассматриваемых статьях цель обязательна. Если акт терроризма совершается в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка, то акт терроризма в отношении представителя иностранного государства или международной организации осуществляется в целях провокации международных осложнений или войны либо дестабилизации общественного порядка в иностранном государстве.
Отличие акта терроризма от акта международного терроризма (статья 126). Также преступлением против мира является акт международного терроризм, где дополнительным объектом преступления являются жизнь человека, здоровье, отношения собственности, экологическая безопасность.
Объективные стороны, указанные в диспозициях статей 289 и 126, совпадают, но основным и главным их отличием является то, что акт международного терроризма совершается на территории иностранного государства либо на территории дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства, находящихся на территории Республики Беларусь. Целью международного акта терроризма является провокация международных осложнений или войны либо дестабилизации общественного порядка в иностранном государстве.
Отличие акта терроризма от захвата заложника (статья 291 УК). Объект данного преступления совпадает с объектом посягательства акта терроризма, но дополнительным объектом преступления, предусмотренного статьей 291, является личная свобода. Статьей 3 Закона «О борьбе с терроризмом» определяется, что «заложник – физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях терроризма».
Понятие «заложник» в Законе «О борьбе с терроризмом» можно было расширить, ведь как цели акта терроризма и захвата заложника не совпадают, что представляет сложность в определении понятия «заложник».
Целью захвата заложника является понуждения государственного органа, международной организации, юридического или физического лица или группы лиц совершить либо воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника. Субъектом акта международного терроризма является лицо, которое достигло 14-летнего возраста, а акта терроризма – лицо 16-летнего возраста.
Отличие акта терроризма от акта терроризма в отношении государственного или общественного деятеля (статья 359 УК). Объектом рассматриваемой статьи является преступления против государства, т.е. система внутренней безопасности государства, стабильность общественной и политической системы общества и государства, на основе которой обеспечиваются общественное спокойствие, демократические права и свободы граждан на занятие общественной и политической деятельностью в соответствии с интересами и политическими взглядами, нормальное функционирование политической системы и институтов государственной власти.
В качестве потерпевших по данной статье выступают государственные или общественные деятели – лица, активно проявляющие себя в политической или общественной деятельности посредством выдвижения, отстаивания общественно значимых предложений и решений.
Цели акта терроризма и акта терроризма в отношении государственного или общественного деятеля совпадает, то есть целью является оказание воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка
Отличие акта терроризма от диверсии (статья 360 УК). Непосредственным объектом этого преступления являются отношения внешней безопасности государства в комплексном их проявлении, т.е. обеспечение состояния защищенности жизненно важных интересов государства от внешних угроз суверенитету государства, его территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности.
Внешняя безопасность не ограничивается системой сохранения государственной тайны, хотя сохранение государственной тайны является её основным компонентом.
Внешняя безопасность также определяется незыблемостью конституционного строя и территориальной неприкосновенностью государства в его сношениях с другими государствами.
Общественная опасность диверсии обусловлена: характером диверсионных действий как общеопасных для людей и материальных ресурсов, являющихся важнейшими составляющими экономической и оборонной мощи любого государства и, следовательно, его внешней безопасности; характером возможных последствий (гибель людей, причинение им телесных повреждений, уничтожение жизненно важных материальных объектов и т.д.);
Диверсия совершается в целях нанесения ущерба экономической безопасности и обороноспособности Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировое сообщество, проходя этапы своего развития, вынуждено решать разнообразные проблемы, в том числе проблемы глобального характера, которые самым существенным образом влияют на самые основы существования.
Вступление мира в стадию кардинальных экономических, общественных, военно-политических и иных изменений усиливает взаимное влияние различных внутренних и внешних факторов на возникновение и распространение терроризма, рассматриваемого мировым сообществом в качестве одной из основных угроз прогрессу цивилизации.
В связи с увеличением в мире потенциала конфликтности происходит повышение уровня террористической активности, что вызывает рост количества актов терроризма и пострадавших от них лиц.
Существенное отставание многих стран по уровню развития человеческого потенциала, наличие культурных и религиозных различий между ними способствуют использованию международными террористическими организациями для оправдания своей деятельности идеологии, основанной на религиозной нетерпимости, ксенофобии, национализме и расизме.
Растущая степень открытости экономик, свободы перемещения товаров и денежных средств создают условия для финансирования террористической деятельности, повышения материально-технической оснащенности террористических организаций. Перераспределение финансовых потоков и производительных сил, обострение экономической конкуренции усиливают взаимосвязи терроризма и транснациональной организованной преступности.
Распространение оружия массового поражения, доступность материалов и технологий, которые могут быть использованы для его производства, формируют угрозу их применения в целях терроризма.
Усиление влияния средств массовой информации и глобальных коммуникационных механизмов на обстановку в мире создают благоприятные условия для использования террористами информационных технологий как в целях причинения ущерба критически важным объектам, так и для пропаганды идеологии терроризма.
Созданные для достижения различных целей террористические организации являются серьезным противником для любого государства, они имеют гибкую структуру, четкую систему управления и взаимодействия, глубоко законспирированные сети на обширных территориях. При этом экипировка, технические средства и вооружение отдельных террористических групп зачастую не уступают образцам, которые используются для оснащения государственных силовых структур.
Предупреждение терроризма представляет собой исключительно сложную задачу, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами.
Следовательно, такие причины и должны быть объектом профилактического вмешательства, но сделать это совсем не просто, поскольку значительная часть названных причин связана с обладанием государственной властью и ее захватом, распределением собственности, торжеством «своей» идеологии, изменением национальной или социальной структуры общества и т.д.
Беларусь одно из немногих государств на постсоветском пространстве, где криминогенная обстановка – одна из самых стабильных. Это результат продуманной, взвешенной внешней и внутренней политики, проводимой руководством страны.
Однако для Беларуси, как и для всего мира, ушли безвозвратно в прошлое времена, когда терроризм большинством жителей республики воспринимался как что-то экзотическое и не имеющее к Беларуси прямого отношения. Последние события в стране и мире наглядно продемонстрировали, что террористы не знают жалости, а сам акт терроризма не имеет национальной принадлежности, не признает границ и суверенитетов.
В Республике Беларусь создана значительная правовая база, регулирующая деятельность по борьбе с терроризмом, разрабатываются и реализуются соответствующие профилактические, режимные, организационные и иные меры, анализируются процессы в области незаконной миграции, обеспечивается контроль за пребыванием на территории Беларуси иностранных граждан и лиц без гражданства.
Республика Беларусь осуществляет международное сотрудничество с другими иностранными государствами на основе двусторонних международных договоров межправительственного и межведомственного характера, на основании которых осуществляется взаимодействие правоохранительных органов Республики Беларусь с правоохранительными органами иностранных государств.
Преступления террористической направленности в действующем Уголовном кодексе Республики Беларусь разнесены по разным его разделам.
К преступлениям террористической направленности относятся следующие составы преступлений: терроризм в узком смысле (ст. 289 УК) предусмотрен в гл. 27 «Преступления против общественной безопасности» разд. X «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения»; «Акт терроризма в отношении представителя иностранного государства или международной организации» (ст. 124 УК), «Нападения на учреждения, пользующиеся международной защитой» (ст. 125 УК), «Международный терроризм» (ст. 126 УК) закреплены в гл. 17 «Преступления против мира и безопасности человечества» разд. VI «Преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления»; «Угроза совершением акта терроризма» (ст. 290 УК) и «Финансирование террористической деятельности» (ст. 2901 УК), предусмотрены в гл. 27 «Преступления против общественной безопасности» разд. X; уголовная ответственность за «Террористический акт» (ст. 359 УК) закреплена в гл. 32 «Преступления против государства» разд. XIII «Преступления против государства и порядка осуществления власти и управления», статья 2901 – финансирование террористической деятельности; статья 2902— содействие террористической деятельности; статья 2903 – прохождение обучения или иной подготовки для участия в террористической деятельности; статья 2904 – создание организации для осуществления террористической деятельности либо участие в ней; статья 2905 – организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации; статья 359 – акт терроризма в отношении государственного или общественного деятеля; статья 361 – призывы к действиям, направленным в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, ее суверенитету, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности.
Полагаем, что преступления с признаками (элементами) терроризирования могут быть разгруппированы следующим образом:
- признаки (элементы) терроризирования существуют в составе единолично, например, ст. 185, 208, 232, 288, 291, 292 УК;
- признаки (элементы) терроризирования закреплены в составе наряду с иными преступными деяниями, например, ст. 410, 440 УК;
- существование признаков (элементов) терроризирования в ряде составов обусловлено наличием определенных условий, например, ст. 166, 170, 362, 389, 442 УК.
На основании всего сказанного считаем целесообразным для придания структурно-смыслового единства систематизировать нормы, предусматривающие уголовную ответственность собственно за терроризм и за преступления террористического характера, выделив в разд. X «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения» УК самостоятельную главу «Терроризм и преступления террористической направленности», включив в ее состав ст. 289, 124, 125, 126, 290, 2901-5, 359 УК.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 9 июля 1999 г., № 275-З: Принят Палатой представителей 2 июня 1999 г., одобр. Советом Республики 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 18.07.2017 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
- Емельянов, В.П. К вопросу о создании унифицированного понятийного аппарата в антитеррористическом законодательстве / В.П. Емельянов // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: «Междунар. отношения» – 2015. – № 4. – С. 15 – 19.
- Емельянов, В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование / В.П. Емельянов // СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». – 2016. – № 6. – С. 61 – 69.
- Курс уголовного права: В 4 т. / Под ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. – М. – 2002. – Т. 4: Особенная часть. – 611 с.
- Ситникова, А.И. Преступления с террористической направленностью в условиях глобализации: текстологический аспект / А.И. Ситникова // Научные основы уголовного права и процессы глобализации: Материалы V Российского конгресса уголовного права, 27-28 мая 2010 г. – М., — 2015. – 838 с.
- Долгова, А.И. Совершенствование системы уголовно-правовых норм Особенной части УК, направленных на борьбу с терроризмом / Долгова А.И. // Проблемы правовой и криминологической культуры борьбы с преступностью. – М.: Российская криминологическая ассоциация. – 2015. – № 6. – С. 71 – 78.
- Адельханян, Р. Признаки террористического преступления по международному праву / Р. Адельханян // Российская юстиция. – 2012. – № 8. – С. 45 – 49.
- Дикаев, С. Терроризм: некоторые проблемы квалификации / С. Дикаев // Российская юстиция. – 201 – №11. – С. 33 – 35.
- Емельянов В.П. Террористический акт и акт терроризма: понятие, соотношение и разграничение / В.Емельянов, Москва: Законность. – 2014. – № 7. – С. 44-46.
- Кибальник, А. Г. Акт международного терроризма – новое преступление против мира и безопасности человечества / Алексей Кибальник, Владимир Суворов // Уголовное право. – 2016. – № 6. – С. 37–42.
- Наумов, А.В. Международное уголовное право: учебник для вузов / А. В. Наумов [и др.]. – М.: Юрайт, 2013. – 463 с.
- Ковалев Н.Д. Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом / Н.Д. Ковалев // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: «Междунар. отношения». – 2016. – № 4. – С. 39 – 48.
- Егоров, В.С. Уголовная ответственность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка / В.С. Егоров // Российская Юстиция – М. – 2012. – № 11. – С. 44 – 46.
- О модельном законе «О безопасности» (Принято в г. Санкт-Петербурге 15.10.1999) [Электронный ресурс]: Постановление Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан N 9-9 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
- Ахраменка, Н.В. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.В. Ахраменка [и др.]. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2010. – 1064 c.
- Короткова, М. Региональное сотрудничество стран СНГ в области борьбы с терроризмом / М. Короткова // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: «Междунар. отношения». – 2015. – № 6. – С. 39 – 44.
- Бабий, Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: учеб. для вузов / Н.А. Бабий. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2010. – 663 с.
- О борьбе с терроризмом [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 03.01.2002 N 77-З: с изм. и доп. от 01.2018 N 90-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
- Круглов, В. А. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / В. А. Круглов, Е. И. Климова. – Мн.: Амалфея, 2015. – 1008 с.
- Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений / В. Н. Кудрявцев. – Москва: Юридическая литература, 2001. – 126 с.