Содержимое актуально на конец 2018 года. Курсовая работа по дисциплине Уголовное право Республики Беларусь на тему «Контрабанда: понятие, анализ состава, проблемы квалификации». Республика Беларусь
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время любой субъект хозяйствования имеет возможность самостоятельно осуществлять экспортно-импортные операции с разрешения государства и при условии соблюдения действующего законодательства.
Нарушение установленных государством запретов и ограничений на перемещение товаров, ценностей, иных предметов через таможенную границу Республики Беларусь, подрывает экономику страны (в первую очередь интересы белорусских товаропроизводителей), в некоторых случаях создает угрозу общественной безопасности и здоровью населения. Незаконно ввезенные в страну товары нередко вносят определенный диссонанс в структуру внутреннего рынка, нарушая, тем самым, установленный порядок осуществления экономической деятельности. В большинстве случаев контрабанда позволяет скрывать от налогообложения огромные доходы от указанной преступной деятельности, в результате чего государство ежегодно недосчитывается значительных сумм в виде таможенных пошлин и сборов.
Очевидным фактом стала интернационализация контрабанды: за последние несколько лет сложились крупные мафиозные структуры с хорошо отлаженными зарубежными связями.
Необходимость и актуальность исследования данной проблемы объясняется тем, что контрабанда как преступление возникла еще в XII веке, в период бурного развития товарно-денежных отношений, когда беспрепятственный ввоз товара для экономики страны стал невыгодным, в связи с чем устанавливались определенные правила провоза товаров через государственную границу.
Истоки зарождения и развития контрабанды следует искать в древние века, когда впервые была введена пошлина на ввозимые и вывозимые товары. Возрастание масштабов контрабанды проходило пропорционально росту пошлин, и было связано с незаконным, скрытым перемещением товаров помимо таможен или же через таможни, но с их сокрытием.
Из истории известны случаи, когда контрабанда становилась для той или иной группы лиц профессиональным занятием. Существовали крупные контрабандистские организации, которые под охраной оружия переправляли товары через границу. Между такими контрабандистскими организациями и пограничной стражей нередко возникали вооруженные столкновения.
Контрабанда до сих пор остается серьезным преступлением, борьба с которым осуществляется как на внутригосударственном, так и на внешне государственном уровне.
Объект исследования – общественные отношения, обеспечивающие экономические интересы и общественную безопасность.
Объекты контрабанды крайне многочисленны и разнообразны, а ее масштабы достигают опасных размеров. Особую опасность представляют контрабандный ввоз и вывоз таких предметов, как наркотические средства, оружие, культурные ценности.
Актуальность проблемы экономической контрабанды обусловлена тем, что данный вид преступления приобретает в настоящее время в Беларуси размеры массового негативного явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим интересам государства, и принимает все более организованные формы.
К настоящему времени контрабанда затрагивает сферу национальной безопасности.
Объектом нашего исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе уголовно-правовой борьбы с контрабандой и иными преступлениями во внешнеэкономической деятельности.
Предмет исследования − законодательство Республики Беларусь, практика его применения, теоретические положения и взгляды ученых на проблемы квалификации экономических преступлений.
Цель данной курсовой работы изучить контрабанду, как преступление против порядка осуществления экономической деятельности.
В рамках данной курсовой работы предполагается:
- раскрыть понятие контрабанды;
- проанализировать состав данного преступления;
- изучить методику расследования контрабанды;
- раскрыть проблемы квалификации данного преступления.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И АНАЛИЗ СОСТАВА КОНТРАБАНДЫ
- Понятие контрабанды
В Уголовном кодексе Республики Беларусь контрабанда отнесена законодателем к преступлениям против порядка осуществления экономической деятельности. Связано это с тем, что при совершении контрабанды нарушение правил, регулирующих порядок перемещения товаров и ценностей через таможенную границу страны, затрагивает наиболее существенные интересы государства в сфере внешнеэкономической деятельности.
Контрабанда (от итал. Contrabando, contra – против и bando- правительственный указ) является наиболее распространенным и общественно опасным преступлением против установленного порядка таможенного регулирования. Во многих странах мира контрабанда признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Контрабанда связана с другими преступлениями. Распространение наркотиков, террор и убийства, истребление редких видов животных и многие другие преступления могут быть следствием контрабанды или ее причиной [15, с. 246].
Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных Законом Республики Беларусь от 10 января 2014 года № 129-З « О таможенном регулировании в Республике Беларусь», иными законами, актами Президента Республики Беларусь и (или) международными договорами Республики Беларусь.
Перемещение товаров через таможенную границу должно осуществляться с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера [12, с. 471]. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю.
Содержание и признаки контрабанды как преступления раскрываются в двух частях статьи 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь, которая дифференцированно подходит к оценке запрещаемых действий в зависимости от того, какие конкретно предметы незаконно перемещаются через границу.
Предметы контрабанды можно подразделить на две группы:
- Товары и ценности, запрещенные или ограниченные к перемещению в крупном размере. При этом уголовная ответственность за контрабанду наступает в том случае, если будут одновременно (в совокупности) присутствовать товары, запрещенные или ограниченные и крупный размер [16, с. 74].
Товары, ввоз которых в Республику Беларусь и (или) вывоз которых из Республики Беларусь запрещены в соответствии с законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь, являются товарами, запрещенными к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе [12, с. 471]. Перечень таких товаров утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2008 года № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через Государственную границу Республики Беларусь» [8].
Помимо указанных республиканских нормативных актов необходимо учитывать межгосударственные нормативные акты, регламентирующие соответствующие ограничения и запреты, а именно Решение коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» и другие документы [11].
Перечень предметов, запрещенных и ограниченных к пересылке из Республики Беларусь в международных почтовых отправлениях, определен в Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.09.2004 № 1111.
- Ко второй группе относятся: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляюшие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, его составные части или компоненты, боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое или другие виды оружия массового поражения или его основные части, материалы и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. При этом уголовная ответственность за контрабанду наступает независимо от их количества и стоимости [16, с. 74].
Отметим, что ввоз товаров в Республику Беларусь – совершение действий, связанных с пересечением Государственной границы Республики Беларусь, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза в Республике Беларусь любым способом, а при пересечении участка Государственной границы Республики Беларусь, на котором таможенный контроль отменен, – фактическое пересечение линии такой границы.
Вывоз товаров из Республики Беларусь – совершение действий, связанных с пересечением Государственной границы Республики Беларусь, в результате которых товары убыли с таможенной территории Таможенного союза в Республике Беларусь любым способом, а при пересечении участка Государственной границы Республики Беларусь, на котором таможенный контроль отменен, – фактическое пересечение линии такой границы [7].
В соответствии с частью первой статьи 228 Уголовного Кодекса контрабандой является незаконное перемещение в крупном размере через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, при отсутствии признаков, предусмотренных статьей 3281 , а именно незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов и статьей 3331 «Незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивных материалов, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия массового поражения или средств его доставки, а также иных видов вооружения и военной техники».
Хочется отметить, что предметы перечисленные в статьях 3281 и 3331 , до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 29 января 2015 г. № 245-З «О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов» были включены в статью 228 Уголовного кодекса. С момента вступления в силу данного Закона перечисленные предметы контрабанды выделены в самостоятельные статьи Уголовного кодекса.
На фоне негативного развития наркоситуации в стране принятие данной нормы было вызвано большим количеством ввозимых наркотиков из Российской Федерации и отсутствием наказания за такие действия. Лица, осуществляющие перемещение наркотиков и иных запрещенных к обороту веществ или предметов с территории Российской Федерации, не могут быть привлечены к уголовной ответственности за контрабанду по статье 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь, поскольку российско-белорусский участок государственной границы не имеет статуса таможенной границы. Это связано с отменой таможенного контроля на границе Республики Беларусь и Российской Федерации после создания в 1995 г. Таможенного союза Беларуси и России. Со вступлением в силу 6 июля 2010 г. Договора о Таможенном кодексе таможенного союза понятие «таможенная граница Республики Беларусь» утратило свое юридическое значение в связи с созданием единой таможенной территории государств – участников Таможенного союза и переносом таможенного контроля на таможенную границу указанных государств [18, с. 137].
Таким образом, после вступления в силу вышеназванного договора действие статьи 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь более не распространяется на участки государственной границы Республики Беларусь, граничащие с Российской Федерацией, и эти нормы не могут применяться по отношению к перемещению запрещенных к обороту веществ с территории России и иных государств – членов Таможенного союза на территорию нашей страны. Дополнение Уголовного кодекса Республики Беларусь статьей 3281 устранило данный пробел, установив наказание за перемещение наркотиков через данные участки государственной границы [18, с. 137].
Использованная в статье 3281 Уголовного кодекса Республики Беларусь формулировка «при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 228 настоящего кодекса» исключает одновременное применение обеих статей к одному деянию. Учитывая, что санкции первой из указанных статей и чч. 2–4 статьи 228 Уголовного кодекса одинаковы, можно заключить, что подобная законодательная конструкция вызвана необходимостью установить наказуемость посягательства на объекты уголовно-правовой охраны, не охватываемые чч. 2–4 статьи 328 Уголовного кодекса [18, с. 138].
Принимая точку зрения о том, что основным объектом контрабанды наркотиков являются общественные отношения, относящиеся к здоровью населения, а дополнительным – порядок осуществления экономической деятельности, очевидным стало необходимость перенесения нормы статьи 228 чч. 2–4 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливающей ответственность за контрабанду наркотиков, в главу 29, предусматривающую ответственность за преступления против здоровья населения [18, с. 138].
Физические лица могут осуществлять ввоз, вывоз, транзит наркотических средств в количестве, не превышающем недельную потребность, и психотропных веществ, прекурсоров в количестве не более 90 разовых доз в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии подтверждающих медицинских документов или их копий, заверенных в соответствии с законодательством государства вывоза этих средств и веществ или государства выдачи этих копий, с указанием наименования и количества таких средств и веществ [6].
Действия, связанные с незаконным перемещением наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и аналогов, особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ через таможенную границу Республики Беларусь, подлежат квалификации по совокупности статьи 228 Уголовного кодекса и соответствующей статьи Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за противоправные действия, связанные с данными средствами, веществами, прекурсорами и аналогами [9].
Государственная граница Республики Беларусь – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории Республики Беларусь (суши, вод, недр, воздушного пространства)[5].
Таможенной границей Союза являются пределы таможенной территории Союза, а также в соответствии с международными договорами в рамках Союза – пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств-членов [10].
Таможенную территорию Союза составляют территории государств-членов, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов искусственные острова, сооружения, установки и иные объекты, в отношении которых государства-члены обладают исключительной юрисдикцией [10].
Согласно Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза «незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза» – это перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации [10].
Контрабанда признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров превышает в две тысячи и более раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления [2].
Ответственность за контрабанду предусматривается уголовным законодательством, в котором предусмотрены следующие виды наказаний: штраф, ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок.
Часть 2 статьи 228 Уголовного кодекса уголовно — наказуемой контрабандой признает незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза в крупном размере наличных денежных средств или денежных инструментов.
Под денежными инструментами, указанными в части 2 статьи 228, понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата [2].
Деяние, предусмотренное частью 2 статьи 228, признается совершенным в крупном размере, если сумма перемещаемых наличных денежных средств и (или) стоимость перемещаемых денежных инструментов превышают двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза к перемещению без таможенного декларирования в письменной форме [2].
При расчете размера суммы незаконно перемещаемых наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещаемых денежных инструментов из всей суммы перемещаемых наличных денежных средств и (или) стоимости перемещаемых денежных инструментов подлежит исключению та часть, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без таможенного декларирования в письменной форме или была задекларирована [2].
Согласно Уголовному кодексу за это преступление предусмотрены такие виды наказаний как штраф, ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на тот же срок [2].
Лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств или денежных инструментов, их обнаружение при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию [2].
Повышенная ответственность за контрабанду установлена в части 3 статьи 228 Уголовного кодекса для случаев ее совершения группой лиц по предварительному сговору, либо повторно, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 3281 и 3331 , либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо совершенные с применением насилия к лицу, проводящему таможенный или осуществляющему пограничный контроль и наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Контрабанда считается совершенной по предварительному сговору группой лиц, если в ней в качестве соисполнителей участвовали хотя бы два лица, заранее договорившиеся о совместном совершении данного преступления. Соисполнителями контрабанды следует признавать лиц, совместно оформлявших и перемещавших предметы контрабанды через таможенную границу либо выполнявших какую-то часть этих действий. При совершении контрабанды по предварительному сговору группой лиц такие квалифицирующие признаки, как совершение этого преступления лицом, ранее судимым за контрабанду, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, должны учитываться при квалификации действий лишь тех участков преступления, к которым эти признаки относятся непосредственно[19].
Контрабанда считается совершенной лицом, ранее судимым за контрабанду, если такое преступление (одно или несколько) совершено в течение сроков судимости за предшествующую контрабанду.
Совершение контрабанды должностным лицом с использованием своих служебных полномочий предполагает, что должностное лицо использует предоставленные ему по службе полномочия в целях совершения контрабанды. Ответственность за данный квалифицированный вид контрабанды могут нести должностные лица любых юридических лиц, в том числе и представители таможенных органов [19].
Применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, предполагает применение только физического насилия с целью принудить такое лицо осуществить таможенное оформление или пропустить товары через таможенную границу. В данном случае имеется в виду применение насилия к тем должностным лицам таможенных органов Республики Беларусь, которые осуществляют таможенный контроль путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, а также путем таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля) [20].
Контрабанда совершенная организованной группой, влечет еще более строгую ответственность по части 4 статьи 228 Уголовного кодекса, а именно наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Согласно Закону Республики Беларусь от 10 января 2015 г. № 242-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения общественной и пограничной безопасности» Уголовный Кодекс Республики Беларусь был дополнен статьей 2281 «Незаконное перемещение товаров через таможенную границу», которая гласит, что:
- Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 228 (незаконное перемещение товаров через таможенную границу), совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.
- Незаконное перемещение товаров через таможенную границу, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные настоящей статьей или статьей 228 – наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
- Незаконное перемещение товаров через таможенную границу, совершенное организованной группой, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет [2].
Здесь следует обратить внимание на то, что предметом являются любые товары без ограничения их объема, стоимости, качества и иных признаков, а также перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, совершенном в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение [19].
Несомненно, вред причиняет любая контрабанда. В первую очередь следует отметить экономический вред, который причиняет контрабанда. Это преступление наносит ущерб в первую очередь государственному бюджету, поскольку финансовая система недополучает таможенные платежи.
Также отметим, что контрабанда причиняет социальный вред. Он тесно связан с экономическим ущербом. Поскольку госбюджет недополучает значительные средства, создается напряженность в расходных статьях. Вследствие дефицита финансовых средств, государство урезает затраты на те или иные сферы.
Зачастую контрабанда выступает в качестве одной из предпосылок обострения конфликтов и ухудшения отношений между государствами. Невозможность, а в ряде случаев и нежелание закрыть границу для товаров, вывозимых/ввозимых в обход установленных правил, вызывает логичное недовольство соседних стран.
Безусловно, контрабанда негативным образом влияет на правопорядок в любом государстве. Сегодня отмечается существенная глобализация хозяйственных связей в мире. Вместе с этим постепенно стираются границы внутригосударственной преступности. Разнообразные сообщества, для которых контрабанда давно является бизнесом, становятся сегодня все более изощренными. Они обеспечены финансовыми, интеллектуальными, материальными ресурсами. Контрабандисты часто покупают благосклонность властей, представителей милиции. Контрабандные операции, совершаемые в крупных размерах, представляют серьезную угрозу для общества и государства. Заинтересованные лица образуют преступные сообщества, которые часто отличаются интернациональным характером. Бороться с этим явлением правоохранительным и таможенным структурам в отдельно взятой стране бывает очень сложно, а подчас и просто невозможно [20].
В результате нарушается общественный порядок, возникают очаги напряженности в социальной сфере. Все это может привести к очень печальным последствиям, вызвать не менее опасные, чем прямые экономические и политические потери.
- Анализ состава преступления
Контрабанда относится к преступлениям с формальным составом. Уголовную ответственность влечет за собой само деяние, независимо от наступивших последствий. Предмет контрабанды является обязательным признаком исследуемого состава преступления.
Непосредственным объектом преступления является установленный порядок перемещения товаров и ценностей через таможенную границу, дополнительным объектом могут быть здоровье населения и общественная безопасность[12, с. 470].
Правильное понимание объективной стороны совершаемого преступления позволяет не допускать встречающиеся в практической деятельности ошибки при квалификации, принимать правильное решение при поступлении информации, в том числе и оперативной.
Объективную сторону контрабанды образует совершенное с нарушением порядка таможенного оформления перемещение через таможенную границу предметов, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, а также наличных денежных средств или денежных инструментов [16, с. 76].
Объективной стороной данного преступления является перемещение товаров и ценностей через таможенную границу, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, наличных денежных средств или денежных инструментов совершенное:
- помимо таможенного контроля;
- с сокрытием от таможенного контроля;
- с обманным использованием документов или средств идентификации;
- сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием [12, с. 471].
- Перемещение помимо таможенного контроля – это перемещение вне определенных для этого местах или в неустановленное время таможенного оформления [16, с. 76].
- Перемещение с сокрытием от таможенного контроля – это перемещение с использованием тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров и ценностей, или придание одним товарам и ценностям вида других [16, с. 76].
Под тайниками следует понимать любые хранилища (места), изготовленные (оборудованные, приспособленные) для сокрытия товаров, в том числе конструктивные полости, емкости и предметы на транспортных средствах, предварительно подвергавшиеся в этих же целях разборке, монтажу и т.п., независимо от их иного функционального предназначения [1].
Способы, затрудняющие обнаружение, — это конструктивные емкости, различные пустотелые пространства транспортных средств и товаров, предусмотренные заводом-изготовителем. Использование таких емкостей и пространств затрудняет визуальное обнаружение товаров и ценностей во время таможенного контроля. Для того, чтобы увидеть такие товары и ценности, необходимо применить физическую силу.
Придание одним товарам и ценностям вида других – это предъявление к таможенному контролю товаров и ценностей, которым был придан вид других, т.е. нанесение грунтовки, краски и т.д. [16, с. 76].
- Перемещение с обманным использованием документов или средств идентификации – это предоставление таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей:
- поддельных документов, содержащих достоверные сведения, о перемещаемых товарах, полностью изготовленных в нарушение установленного порядка; выполненных на бланках, изготовленных в нарушение установленного порядка; имеющих поддельные подписи должностных и иных лиц; с искаженными сведениями, полученными в результате внесения в подлинные документы дополнительных данных; с частично уничтоженным текстом, с подчистками, с исправлениями, с дополнениями;
- недействительных документов, означающих, что их официальное предназначение иное, т.е. свидетельствующих о фактах, лишь совпадающих с рассматриваемыми или не имеющих официального статуса;
- документов, полученных незаконным путем;
- документов, содержащих недостоверные сведения;
- документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, — предъявление таких документов способствует незаконному перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств;
- использование поддельного средства идентификации либо подлинного, относящегося к другим товарам, — пломбы, контрольные ленты, замки разового действия, печати и щтампы, идентификационные знаки [16, с. 77].
- Перемещение, сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, — это не заявление по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах и ценностях и других сведений, необходимых для таможенных целей [16, с. 77].
Таможенная декларация – таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров [10].
Таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров [10].
Преступление считается оконченным с момента совершения одного из действий, с момента фактического перемещения предметов через таможенную границу.
Субъектом данного преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Это может быть гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства. А также специальный субъект по части 3 статьи 228 — должностное лицо [13, с. 301].
Субъективной стороной данного преступления является умышленная вина с прямым умыслом. Лицо, совершающее контрабанду, сознает, что перемещает через таможенную границу товары, ценности, вещества или предметы, с использованием одного или нескольких способов и желает совершить такое незаконное действие [13, с. 301].
Мотивы и цель контрабанды не являются признаками состава преступления и на квалификацию содеянного не влияют, однако выяснение подлинных мотивов и целей контрабанды имеет важное значение, так как они должны учитываться судом при назначении наказания. Как правило, мотивы и цель при контрабанде являются корыстными.
Неосторожная форма вины при перемещении товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля, а также недекларирование или недостоверное декларирование товаров, если оно было совершено физическими или должностными лицами по неосторожности, не образует состава преступления, предусмотренного статьей 228 Уголовного кодекса. Такие противоправные деяния подлежат квалификации как административные таможенные правонарушения [16, с. 78].
Согласно частей 3 и 4 статьи 228 Уголовного кодекса квалифицирующими признаками контрабанды, т.е. усиливающими ответственность за ее совершения, являются:
- совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору;
- совершение данного преступления лицом, ранее судимым за контрабанду;
- совершение данного преступления лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 3281 и 3331;
- совершение данного преступления должностным лицом с использованием своих служебных полномочий;
- совершение данного преступления с применением насилия к лицу, проводящему таможенный или осуществляющему пограничный контроль;
- совершение данного преступления организованной группой [12, с. 473].
Незаконное перемещение товаров через таможенную границу регулируется нормами статьи 2281 Уголовного кодекса Республики Беларусь и характеризуется определенными признаками.
Родовым объектом преступления выступает установленный порядок осуществления экономической деятельности.
Видовой объект — установленный порядок таможенного регулирования.
При анализе данной статьи объективная сторона преступления выражается в следующих действиях:
- перемещение вне определенных законодательством мест — вне пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, которые одновременно являются пунктами таможенного оформления для товаров;
- перемещение в неустановленное время работы таможенных органов в установленных законодательством местах перемещения товаров;
- нарушение совершено в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.
Состав преступления — формальный, оно считается совершенным с момента соответствующего перемещения товара через таможенную границу.
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет [13, с. 302].
Особенности субъективной стороны данного преступления в полной мере не выкристаллизованы законодателем, т.е. отсутствует указание на то, что это преступление может быть совершено только с умышленной формой вины. Квалифицирующие признаки данного состава преступления предусмотрены частями 2 и 3 статьи 2281 Уголовного кодекса.
Таким образом, от правильного и ясного понимания такого состава преступления как контрабанда зависит уровень и качество работы таможенных органов как органа дознания, а, следовательно, и эффективность деятельности суда, осуществление правосудия в соответствии с законом, иначе говоря, вынесение судом от имени государства законного и обоснованного приговора.
ГЛАВА 2
МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
КВАЛИФИКАЦИИ КОНТРАБАНДЫ
- Методика расследования контрабанды
Таможенное регулирование в Республике Беларусь – правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в Республике Беларусь, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза в Республике Беларусь под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами Республики Беларусь и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами [7].
Правовое регулирование отношений в сфере таможенного дела в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании [7].
Таможенные органы выполняют и обеспечивают на территории Республики Беларусь соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и законодательством Республики Беларусь, в отношении товаров, ввозимых в Республику Беларусь и вывозимых из Республики Беларусь, ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, административными правонарушениями, ведение административного процесса по которым отнесено к компетенции таможенных органов, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Таможенного союза и (или) Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, животных и растений, относящихся к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь и (или) включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их частей и дериватов, других товаров, противодействуют незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации [7].
Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций вправе осуществлять в соответствии с законодательством Республики Беларусь оперативно-розыскную деятельность в целях предупреждения, выявления, пресечения преступлений, дознание по делам о которых отнесено к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности, вести административный процесс по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Республики Беларусь, задерживать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов и другие действия [7].
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является государственным органом, ответственным за организацию борьбы с контрабандой и иными преступлениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, административными правонарушениями, ведение административного процесса по которым отнесено к компетенции таможенных органов. Иные государственные органы и организации в пределах своей компетенции должны оказывать содействие Государственному таможенному комитету Республики Беларусь в выполнении указанной функции [7].
Перемещение контрабанды производится следующими способами:
- лично контрабандистом при легальном пересечении границы в установленном месте;
- лично контрабандистом при нелегальном пересечении государственной границы;
- без непосредственного участия контрабандиста.
При расследовании уголовных дел, возбужденных по факту контрабанды, следователь постоянно встречается с обстановкой, которая предстает перед ним в период проведения осмотра места происшествия, получения материалов об обнаружении признаков контрабанды от органов дознания и эта обстановка будет изменяться в течение всего периода расследования. Такая обстановка характеризуется определенной системой фактических и иных данных, отражающих ход и состояние как производства отдельных следственных оперативно-розыскных и иных организационно-технических действий, так и расследования в целом. Такая обстановка получила название следственной ситуации [14, с. 230].
В практике расследования дел о контрабанде сложились три основных типа следственных ситуаций:
- изначально достаточно данных о деянии, однако нет или не хватает сведений о лице, его совершившем;
- достаточно данных и о деянии, и о лице, однако местонахождения этого лица неизвестно либо установлено, что оно находится за границей;
- есть данные и о деянии, и о лице, его совершившем, и о его месте нахождении, либо лицо, совершившее контрабанду, задержано [17, с. 186].
Первоочередными задачами расследования в первой типичной следственной ситуации, являются, определение характера необходимой информации, с помощью которой можно установить лицо, совершившее преступление, в кратчайшие сроки, и источники получения, немедленное обнаружение и закрепление доказательств преступления. В таких ситуациях выдвигаются версии о круге лиц, причастных к контрабанде, месте их нахождения, мотивах и целях преступления, а также об источниках приобретения предметов контрабанды, способах перемещения и маскировки, местах хранения и сбыта, возможных соучастниках [14, с. 231]. Особое значение в данной ситуации приобретают осмотры места происшествия и предметов контрабанды. Информация, полученная в результате их производства, позволяет выдвинуть следственные версии, наметить пути их проверки, определить круг лиц, среди которых надо искать преступника.
Основными задачами расследования во второй типичной ситуации являются:
- установление местонахождения лица, совершившего преступление, сбор данных о его личности, родственных и иных связях;
- установление неизвестной следствию стадии подготовки к преступлению и других обстоятельств объективной стороны преступления;
- выявление соучастников и свидетелей преступления;
- фиксация имеющихся и получение дополнительных доказательств преступной деятельности скрывшегося лица; доказывание вины подозреваемого, мотивов и целей совершения преступления;
- установление обстоятельств, при которых лицо, совершившее преступление, скрылось со своего места жительства, а также причин и условий, способствующих совершению преступления [14, с. 231].
В отношении проводимых следственных действий в такой ситуации стоит сказать, что они, во-первых, должны быть направлены на установление вышеназванных обстоятельств, а во-вторых, эти следственные действия можно проводить без подозреваемого. Важным источником информации о месте нахождения лица, совершившего преступление, может быть место происшествия, в ходе осмотра которого тщательно исследуются следы ухода с него преступника [14, с. 232].
Самой благоприятной ситуацией является третья типичная ситуация. В таких случаях на начальном этапе расследования решаются такие задачи, как установление неизвестной следствии стадии подготовки преступления, закрепление имеющихся материалов, их уточнение, дополнение, детализация, доказывание вины подозреваемого, мотивов и целей преступления [17, с. 187].
В данном случае осуществляются следующие следственные действия:
- задержание (арест) подозреваемого;
- его личный обыск и допрос;
- осмотр изъятых предметов контрабанды, мест ее обнаружения;
- осмотр приспособлений для ее перемещения или хранения, документов, использованных для ее прикрытия;
- обыски и выемки по месту жительства и работы подозреваемого и у других лиц, у которых могут находиться предметы контрабанды и иные предметы и документы, могущие иметь значение для дела;
- наложение ареста на имущество, денежные вклады и иные ценные бумаги, подлежащие конфискации;
- выемка (истребование) предметов и документов в соответствующих учреждениях, организациях, предприятиях, фирмах, компаниях;
- наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка;
- допросы свидетелей и потерпевших, предъявление им для опознания предметов контрабанды, а при необходимости и подозреваемого;
- проведение очных ставок между ними и подозреваемым, проведение экспертиз, ревизий и документальных проверок;
- производство следственных экспериментов [14, с. 233].
Осмотр чаще всего приходится проводить в пунктах таможенного контроля. При осмотре следует обращать внимание на поиск следов, указывающих на лиц, причастных к совершению контрабанды. В ходе осмотра могут быть обнаружены различные предметы, брошенные либо случайно оброненные контрабандистом. Следует также определить, какие следы могли остаться на теле и одежде контрабандиста, а также на использовавшихся им инструментах. Целесообразно привлекать соответствующих специалистов для участия в осмотре ядовитых, радиоактивных и взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия и других предметов контрабанды, для обращения с которыми и их правильного описания нужны определенные навыки. Место обнаружения и сами предметы контрабанды, тщательно, описываются с указанием их индивидуальных признаков, при необходимости пересчитываются, взвешиваются и фотографируются, либо производится их видеозапись. Обнаруженные тайники в обязательном порядке фотографируются и подробно описываются в протоколе [14, с. 233].
Когда известно лицо, совершившее контрабанду, одним из первых следственных действий является задержание. При этом тактические особенности задержания определяются исходя из того, какое количество лиц подозреваемых в совершении контрабанды следует задержать, и в каких условиях будет производиться задержание. Сразу после задержания производится личный обыск подозреваемого. Допрос подозреваемого, как правило, производится сразу после его задержания и личного обыска. В ходе допроса подозреваемого выясняются все обстоятельства расследуемого факта контрабанды. Если подозреваемый признает факт совершения контрабанды, ему предлагается дать развернутые показания по этому поводу. По делам о контрабанде обязательной является выемка таможенных документов, представленных в таможенные органы.
После проведения первичных следственных действий следователь на основании анализа имеющейся информации принимает решение о необходимости производства иных следственных действий, таких как, обыск по месту жительства и работы задержанных лиц, экспертизы, следственного эксперимента и другие. В процессе расследования могут быть установлены новые свидетели, связи, лица, всех их следует допросить, если есть сведения, что они владеют необходимой информацией. Также могут быть заново допрошены ранее допрошенные лица и о новых обстоятельствах, и для уточнения ранее известных обстоятельств [14, с. 234].
При производстве обыска по месту жительства подозреваемого могут быть обнаружены материалы и инструменты, которые он использовал при упаковке предметов контрабанды, их обработке и изготовлении тайников и другие. Когда к совершению контрабанды причастно несколько лиц, обыск целесообразно проводить одновременно у всех подозреваемых [14, с. 235].
По делам о контрабанде практически во всех случаях обязательно проведение экспертиз предметов контрабанды. Следственный эксперимент осуществляется путем воспроизведения действий, обстановки и иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых опытных действий в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела.
Таможенные органы ведут уголовный процесс в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. В целом это подобно ведению административного процесса, включая сбор доказательств, опрос свидетелей и подозреваемых, составление соответствующих протоколов и другое. Самое существенное отличие заключается в том, что по итогам уголовного процесса является направление дела в суд для привлечения виновного к уголовной ответственности [15, с. 246].
2.2 Проблемы квалификации контрабанды
Актуальным вопросом квалификации контрабанды в правоприменительной практике остается определение момента окончания данного преступления.
Контрабанда считается оконченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения вещей и ценностей через таможенную границу.
Действия лица, пытавшегося переместить предмет контрабанды через таможенную границу Республики Беларусь, пресеченные таможенными органами или в иных случаях не доведенные до конца по независящим от лица обстоятельствам, надлежит квалифицировать как покушение на контрабанду по статье 14 Уголовного кодекса [13, с. 302].
Таким образом, момент окончания преступления зависит от того, имело место фактическое перемещение предметов контрабанды через таможенную границу или нет. На определение момента окончания содеянного не влияет способ совершения контрабанды, а также место расположения пункта таможенного оформления по отношению к таможенной границе. Поэтому при перемещении предметов контрабанды помимо таможенного контроля, с сокрытием от него, с обманным использованием документов или средств идентификации, а также при перемещении, сопряженном с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием, преступление будет считаться оконченным с момента фактического перемещения предметов через таможенную границу одним из указанных способов.
Следовательно, суть первой точки зрения состоит в том, что в случае ввоза в Республику Беларусь предметов фактическое перемещение их через таможенную границу уже произошло, поэтому незаконное перемещение предметов контрабанды следует рассматривать как оконченное преступление. При вывозе контрабанды за пределы таможенной территории фактическое пересечение таможенной границы еще не происходит, налицо лишь попытка незаконного перемещения этих предметов. Такие деяния должны рассматриваться как покушение на контрабанду.
Так, лицо, по ошибке полагавшее, что перемещает через таможенную границу Республики Беларусь иностранную валюту в крупном размере, которая в действительности являлась фальшивой, действуя помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо применяя недекларирование или заведомо недостоверное декларирование, подлежит ответственности за покушение на контрабанду. При осознании лицом факта перемещения через таможенную границу Республики Беларусь именно фальшивой иностранной валюты состав контрабанды в его действиях отсутствует. В этом случае при установлении признаков преступления, предусмотренного статьей 221 Уголовного Кодекса, лицо следует привлекать к ответственности за изготовление, хранение или сбыт поддельных денег [16, с. 79].
Действия лиц, которые непосредственно не оформляли и не перемещали предметы контрабанды через таможенную границу, а лишь организовывали или оказывали помощь в совершении этого преступления (предоставили транспортные средства, оборудованные тайниками предметы, подложные документы о праве на перемещение товаров и т.п.), надлежит квалифицировать как соучастие в контрабанде со ссылкой на соответствующие части статьи 16 Уголовного кодекса.
Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, влечет повышенную ответственность по части 3 статьи 228 и не требует дополнительной квалификации действий виновного по статье 424 Уголовного кодекса за злоупотребление властью или служебными полномочиями [13, с. 302].
Применение насилия к должностным лицам таможенных органов при осуществлении ими таможенного контроля в иных формах (например, путем проверки системы учета и отчетности, осмотра территорий и помещений складов и других мест) не относится к квалифицированному виду контрабанды.
Насилие может выражаться в ограничении свободы, умышленном причинении боли или телесных повреждений, включая менее тяжкие. Умышленное причинение тяжких телесных повреждений или убийство квалифицируются по совокупности статей по части 3 статьи 228 Уголовного кодекса и соответственно по статье 147 (причинение тяжкого телесного повреждения) или п. 10 части 2 статьи 139 (убийство) Уголовного кодекса [13, с. 302].
Не относятся к насилию попытки открыто переместить предметы контрабанды через таможенную границу вопреки запрету лица, осуществляющего таможенный контроль, а также осуществляемые с той же целью такие попытки, как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа.
Ответственность за насильственный вид контрабанды наступает только при наличии требуемой законом взаимосвязи между насилием и контрабандой. Применение насилия с иной целью (отомстить за отказ от пропуска товаров, избежать задержания и т.п.) признаками части 3 статьи 228 Уголовного кодекса не охватывается.
Применение насилия к должностным лицам таможенных органов, деятельность которых не связана с осуществлением таможенного контроля, квалифицируется как преступление против порядка управления по статье 366 Уголовного кодекса.
При совершении контрабанды с обманным использованием документов или средств идентификации либо сопряженной с заведомо недостоверным декларированием лицо преследует цель, отличную от целей, присущих такому преступлению, как уклонение от уплаты таможенных платежей. Ввиду этого, не образует состава контрабанды перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь сопряженное с обманным использованием документов или средств идентификации, либо включением в таможенную декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, которые были направлены на освобождение от уплаты таможенных платежей, или занижение их размера и не влияли на принятие таможенными органами решения об их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь. В подобных случаях действия лица, если они причинили или были направлены на причинение ущерба в особо крупном размере, подлежат ответственности по статье 231 (уклонение от уплаты таможенных платежей) [13, с. 302].
Само по себе нарушение установленного порядка перемещения предметов через таможенную границу Беларуси не всегда может быть признано преступлением. В некоторых случаях такое нарушение рассматривается как административное таможенное правонарушение, в некоторых случая не может быть признано даже таковым. Так, например, не указание в таможенной декларации сведений о перемещаемой иностранной валюте, подлежащей обязательному декларированию, и последующее заявление о ней при устном опросе представляет собой нарушение установленного порядка ее перемещения, но без привлечения лица к какому-либо виду юридической ответственности.
Перемещение товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, наличных денежных средств и денежных инструментов не в крупных размерах влечет административную ответственность в соответствии с главой 14 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь [15, с. 248].
Как показывает практика, контрабанда является одним из самых распространенных таможенных преступлений. Ежегодно суды рассматривают сотни уголовных дел о них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последние годы в сфере внешнеэкономической деятельности произошли значительные изменения в характере совершаемых преступлений. Усиливается их общественная опасность, возрастает удельный вес квалифицированных способов, растет количество преступлений, совершаемых организованными группами с использованием коррумпированных связей, расширяются преступные действия, зачастую отдаленные друг от друга, в том числе и за рубежом.
Многообразие способов совершения преступлений и приемов маскировки выдвигает проблему их систематизации.
Одним из направлений борьбы с преступностью в сфере внешнеэкономической деятельности является пресечение незаконного ввоза из-за рубежа импортных потребительских товаров, подлежащих обложению акцизами и таможенными пошлинами. Например: автомобилей, алкогольных напитков, табачных изделий и т.д.
При совершении контрабанды используются и различные манипуляции с таможенными режимами. Осмотр документов позволяет выяснить истинные условия перемещения товаров через таможенную границу.
По существу осмотр документов является «отправной точкой», с которой начинается установление обстоятельств по делу.
При осмотре документов выясняются «маршрут товаров», круг лиц, возможно, причастных к контрабанде. Если у следователя при осмотре документов возникли вопросы, он может выяснить их при допросах лиц, имеющих отношение к составлению документов.
Большую помощь следователям могут оказать не только специалисты из подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, но и из таможенных лабораторий.
В настоящее время одним из основных направлений их деятельности является внедрение экспертного обеспечения технологий таможенного оформления и контроля товаров.
Таким образом, расследование таможенных преступлений и правонарушений представляют значительную трудность.
Изучив данную тему, следует сказать, что контрабанда возникла в период развития товарно-денежных отношений и существует уже на протяжении многих веков.
В современном уголовном праве контрабанда регулируется статьей 228, где непосредственно указывается на то, что контрабанда наносит вред финансово-экономической системе государства.
Отметим, что причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что борьба с контрабандой – исключительно большая, сложная и важная работа. Ущерб, наносимый государству контрабандой, настолько велик, что она отнесена к наиболее опасным преступлениям. Поэтому законодательство предусматривает очень суровое наказание за контрабанду, за содействие контрабанде и укрывательство контрабандных товаров.
Контрабанда представляет собой относительно известное явление в жизни общества, и во все исторические периоды борьба с контрабандой являлась государственным делом. Поэтому государство в лице специальных органов предпринимает различные меры в борьбе с контрабандой.
В данной курсовой работе мы рассмотрели тему «Контрабанда: понятие, анализ состава, проблемы квалификации» в Республике Беларусь.
В результате рассмотрения темы были раскрыты следующие вопросы:
- понятие контрабанды;
- проанализирован состав преступления;
- изучена методика расследования контрабанды;
- выявлены проблемы в квалификации данного преступления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://etalonline.by/. – Дата доступа: 07.10.2018.
- Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://etalonline.by/. – Дата доступ: 07.10.2018.
- О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 5 января 2016 г., № 356-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
- О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов: Закон Республики Беларусь, 29 января 2015 г., № 245-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
- О Государственной границе Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 21 июля 2008 г., № 419-З// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 01.2015 — 2/2240.
- О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах: Закон Республики Беларусь, 13 июля 2012 г., № 408-З// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2016 — 2/2402.
- О таможенном регулировании в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10 января 2014 г., № 129-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. — 2017 — 2/2470.
- О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через Государственную границу Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 23 сентября 2008 г., № 1397 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2016- № 158 — 5/41749.
- О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами, сильнодействующими и ядовитыми веществами (ст.ст. 327–334 УК): Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь, 26 марта 2003 г., № 1 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2016- № 2 — 6/1534.
- Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза: Ратифицирован Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2017 года«О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.11.2017, 2/2497.
- О мерах нетарифного регулирования: Решение коллегии Евразийской экономической комиссии, 21 апреля 2015 г., № 30 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2018- № 100.
- Круглов, В. А. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / В. А. Круглов, Е. И. Климова – Минск: Амалфея, 2015. – 1008 с.
- Лукашов, А.И. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: уч. пособие / под общ.ред. А. И. Лукашова – Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 960 с.
- Хлус, А. М. Криминалистика: курс интенсивной подготовки. / А. М. Хлус – Минск: Тетрасистемс, 2007. – 256 с.
- Цыкунов, И.В. Таможенное дело: уч. пособие. / И. В. Цыкунов [и др.]; под общ. ред. И.В. Цыкунова – Минск: Высшая школа, 2015. – 287 с.
- Шматков, И.И. Производства по таможенным правонарушениям: уч.-лит. комплекс. / И.И. Шматков, М.Н. Магилевец – Витебск: УО « ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. – 160 с.
- Шумак, Г.А. Криминалистика: ответы на экзаменационные вопросы. / Г.А. Шумак, А.М. Хлус – Минск: Тетралит, 2014. – 208 с.
- Харевич, Д.Л. О совершенствовании нормативного правового регулирования уголовной ответственности за контрабанду / Д.Л. Харевич // Вестник Академии МВД РБ, 2015. — № 2. – с. 136-140.
- Контрабанда в истории уголовного законодательства [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://freepapers.ru/. – Дата доступа: 19.09.2018.
- Таможенные преступления [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bypravo.ry/. – Дата доступа: 13.09.2018.