Курсовая работа: Амнистия и помилование

Содержимое актуально на конец 2018 года.  Курсовая работа по дисциплине Уголовное право Республики Беларусь на тему «Амнистия и помилование». Республика Беларусь

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы. Лицо, привлеченное к уголовной ответственности за совершенное им преступление, подлежит осуждению, и ему в необходимых, предусмотренных законом случаях должно быть назначено наказание. Однако, даже самому древнему уголовному законодательству был известен, а уголовные кодексы всех современных государств предусматривают ряд обстоятельств, устраняющих наказание.

Подобное решение вопроса отнюдь не означает, что совершенное деяние утратило признаки, присущие преступлению, а лицо, его совершившее, перестало быть опасным для окружающих.

В ряде случаев применение к осужденному даже самого незначительного по тяжести уголовного наказания оказывается из-за наличия каких-либо фактических или уголовно-правовых обстоятельств невозможным либо нецелесообразным. Наличие различных форм реализации уголовной ответственности позволило отечественному законодателю предусмотреть систему таких обстоятельств, коренящихся или в физической невозможности, или юридической бесцельности уголовного наказания, которые обуславливают необходимость института освобождения от уголовного наказания.

Ныне действующее уголовное законодательство фиксирует достаточно развитую систему обстоятельств, погашающих наказуемость преступного деяния, в силу чего становится возможным освобождение от уголовного наказания, под которым следует понимать выраженный в акте суда и обоснованный им в соответствии с законом отказ от возложения на лицо, привлеченное к уголовной ответственности, обязанности (под условием либо безусловно) понести полностью либо частично уголовное наказание за совершенное преступление.

Поскольку наказание может быть назначено только по приговору суда, то и освобождение от него производится только судом. Исключения из этого правила составляют случаи освобождения от наказания в силу актов амнистии и помилования.

В соответствии с Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г., не могут быть освобождены от наказания лица, совершившие военные преступления и преступления против человечества. Никакие сроки давности, независимо от времени совершения преступления, к этим лицам не применяются.

В белорусском государстве амнистия как акт гуманизма, как акт прощения определенных категорий лиц, совершивших преступление, применяется на основании закона Республики Беларусь в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц, т.е. той или иной категории лиц.

В каждом из таких законов об амнистии предусматриваются свои, подчас не совпадающие между собой критерии, по которым определяются категории виновных лиц, на которых распространяется действие амнистии, и указываются условия ее применения. Так, в законах об амнистии выделяются категории лиц по полу (мужчины, женщины), по возрасту (несовершеннолетние, лица пенсионного возраста), по наличию заболевания или инвалидности, беременности.

С другой стороны, законы об амнистии применяются при условии, если не имеется оснований к отказу в применении амнистии на день вступления их в силу. В этих целях в законах об амнистии перечисляются категории лиц, на которых амнистия не распространяется (например, лица, к которым ранее применялась амнистия и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости; лица, которые на день рассмотрения материалов о применении амнистии полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб)).

Ряд авторов рассмотрение всех известных действующему отечественному законодательству видов освобождения от уголовного наказания строит по трем основным направлениям:

  • безусловное освобождение, при котором перед лицом не ставится никаких условий, что, в свою очередь, исключает возврат на «нулевой» вариант, т.е. вменение ему в обязанность отбыть (доотбыть) наказание, от которого он освобожден, даже в случае его откровенно отрицательного (но не преступного) поведения в последующий период;
  • освобождения условного характера, при которых перед освобождаемым официально ставятся условия, которые он обязан соблюдать в период так называемого испытательного срока, а в случае нарушения условии осужденный обязан полностью или частично отбыть оставшуюся (неотбытую) часть наказания;
  • рассматриваются «сквозные» (универсальные, общие) виды освобождения от наказания, которые при наличии соответствующих обстоятельств могут быть как безусловными, так и условными.
  • Термин «освобождение» означает не сам процесс, а уголовно-правовой результат [1, c. 53].

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что при общей социально-правовой направленности виды освобождения от уголовного наказания имеют различную законодательную трактовку и требуют для своей реализации различных оснований и условий.

В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере применения актов амнистии и помилования в уголовном праве Республики Беларусь.

Предметом исследования являются правовые акты, посредством которых реализуются нормы об применении амнистии и помиловании осужденных в Республике Беларусь

Цель исследования состоит в постановке и разрешении теоретических и прикладных задач применения норм об амнистии и помилования осужденных в Республике Беларусь.

Задачи работы:

  • дать общую характеристику институтам амнистии и помилования осужденных в Республике Беларусь;
  • раскрыть понятие амнистии;
  • изучить законодательный порядок приминения амнистии в Республике Беларусь;
  • проанализировать понятие помилования осужденных;
  • исследовать процессуальный порядок приимнения норм помилования осужденных в Республике Беларусь.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция) и частно-научные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы.

Нормативной основой исследования является Конституция Республики Беларусь, уголовное, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное законодательство по вопросам применения норм о амнистии и помилования осужденных в Республике Беларусь.

Курсовая работа включает в себя введение, основную часть из трех глав, заключение, список использованных источников.

ГЛАВА 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ПОМИЛОВАНИЯ И АМНИСТИИ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Место амнистии и помилования как правовых институтов невозможно определить без рассмотрения их исторической ретроспективы. Без знания истории, без глубокого ретроспективного анализа любого правового, социального института невозможно представить себе пути его дальнейшего совершенствования.

В юридическом знании новое возникает лишь на основе старого как познавательно более глубокая, более содержательная и более адекватная норма постижения и понимания. Не является исключением и рассматриваемая в настоящей работе проблема.

Амнистия и помилование – старейшие правовые институты. Есть мнение, что право амнистии и помилования возникло в Древнем Риме, когда во время республики амнистия применялась по решению народных комиций и сената, а во время империи это право перешло к императорам. Другие юристы ссылаются на исторический факт, относящийся к гораздо более древней эпохе: хотя в законах Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) нет упоминаний о снисхождении к преступникам, известен случай, когда сын царя Вавилонии Хаммурапи помиловал раба, подлежащего смертной казни.

 Однако, имеются сведения о помиловании, которое произошло в Древнем Египте на 200 лет раньше. Самое раннее упоминание о помиловании (амнистия в данный период выступала как синоним по отношению к помилованию) относится к XX в. до нашей эры и содержится в Египетских папирусах. В них, в частности, идет речь о египтянине Синухе, который служил в армии фараона и затем дезертировал.

Он сбежал за границу, долго скитался, скрываясь в Сирии. Когда он захотел вернуться на родину, фараон не только разрешил беглому воину вернуться, но и простил его, хотя за подобный проступок полагалось суровое наказание [2, c. 929].

В России история рассматриваемых институтов берет начало с династии Рюриковичей в период, когда публичная власть была недостаточно централизованной. Каждый из князей мог осуществлять помилование в пределах своей территории.

Помилование применялось в Киевской Руси и царской России, в советское и постсоветское время. Российскому законодательству в большей степени знакомо понятие помилования и в меньшей – понятие амнистии, которое появилось значительно позже. В дореволюционном законодательстве вообще не существовало термина «амнистия», в нем употреблялись термины «помилование» и «прощение».

Помилование и прощение применялись не только в случаях освобождения от ответственности и наказания индивидуально определенных лиц, но и в отношении многих, персонально не установленных лиц, совершивших преступления. Помилование как форма монаршей милости использовалось самодержцами на протяжении всей истории Российского государства.

Практика массового освобождения преступников, содержащихся в тюрьмах (тюремное заключение начинает применяться с 1498 г. В соответствии с великокняжеским Судебником), возникла на религиозной почве, под влиянием идеи о том, что милость, оказываемая преступникам, есть известная религиозная жертва Богу, требующему благодарности.

Тесный союз церкви и государственной власти создал теократическую форму прощения преступников. Амнистии применялись по поводу праздника Пасхи, Масленицы, перед началом Великого поста, накануне Светлого воскресения и т.д.

После распада Древнерусского государства право помилования было сосредоточено в руках государя. Длительное время оно не было закреплено законодательно.

Первым законодательным актом, в котором нашло отражение помилование, стал Судебник 1550 г., в нем устанавливалось, что лицо остается в опале до определения наказания или до наступления помилования.

Чисто в династических целях амнистия впервые применяется Борисом Годуновым при его короновании в 1598 г. Лжедмитрием было объявлено помилование почти всем опальным князьям и боярам, подвергшимся гонению Бориса Годунова [3, c. 32].

Кроме коронования, поводами для амнистии служили и другие события в царской семье. Так, в царствование Василия III была объявлена амнистия в связи с рождением сына Иоанна. Иван Грозный в своем завещании от 10 марта 1584 г. предписал освободить после своей смерти всех узников.

Юридические формы права общего помилования и амнистии не были определены. Деление помилования на самостоятельные виды, более или менее точно описанные с юридической точки зрения, не встречается. Выросшее на почве неограниченной власти, это право не нуждалось в точном формальном закреплении.

Эта юридическая неопределенность, несомненно, сильно сказалась и на позднейшей истории рассматриваемого права.

Упоминание о праве государя на помилование имелось и в Соборном уложении 1649 г. Принципиально новые тенденции в области амнистии (коллективного помилования) отмечаются в начале XVIII в., в эпоху Петра Великого. Он решительно порывает связь права помилования с религиозными основаниями, при этом исчезает практика пасхальных помилований. В Манифесте о милостях осужденным от 4 ноября 1721 г. по случаю мира со Швецией его действие характеризуется как «генеральное прощение и отпущение вин».

Особо значим для развития института амнистии период правления Екатерины II. В манифестах того времени полностью исчезает религиозная мотивировка амнистии, «вместо прежнего свободного усмотрения выставляются уже разумные соображения, стесненные известными обязанностями по отношению к правосудию, требующему прочности репрессии».

Амнистия как самостоятельный институт получила свое развитие в советское время. 21 ноября 1924 г. Президиум ЦИК СССР постановил передать на разъяснение пленарного заседания Верховного Суда СССР в порядке п. «а» ст. 1 Положения о Верховном Суде СССР вопрос о том, считать ли акт восстановления в правах гражданства отдельных лиц, возвращающихся из-за границы, актом применения к ним амнистии за совершенные контрреволюционные деяния или разрешением на право въезда в пределы Союза ССР.

Пленарное заседание Верховного Суда СССР 16 января 1925 г. приняло следующее разъяснение: «В практике некоторых судов, в том числе Верховного Суда РСФСР, возникли сомнения по вопросу о том, можно ли толковать постановления Президиума ЦИК СССР о восстановлении в правах гражданства лиц, по тем или иным причинам эмигрировавших из пределов СССР, как одновременный акт частной амнистии и за другие совершенные ими преступления.

Уроки амнистии 1953 г. показали нецелесообразность снятия судимости по амнистии. С тех пор амнистии судимости, за очень редким исключением, не снимали.

Действовавшее до этого времени законодательство допускало погашение судимости только лицам, осужденным к лишению свободы на срок не свыше 3 лет или к более мягким наказаниям (ст. 55 УК РСФСР 1926 г.). В отношении лиц, приговоренных к лишению свободы на срок свыше трех лет, судимость могла быть снята в порядке амнистии или помилования.

Ситуация отчасти изменилась с введением в действие Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., установившего порядок погашения и снятия судимости с учетом поведения лица, отбывающего наказание, и степени его исправления [3, c. 33].

Известно, что уголовная ответственность реализуется в разных формах. Наиболее распространенной является наказание. Суд, назначая наказание с учетом общих начал, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) [4], делает «прогноз», что вид и срок наказания будут достаточными и необходимыми для достижения стоящих перед наказанием целей: восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Вместе с тем по истечении времени может выясниться, что назначенное судом наказание по разным причинам оказалось мягким или, наоборот, слишком строгим. В этих случаях возникает необходимость в пределах, установленных законом, либо ужесточить наказание, заменив его более строгим, либо смягчить его вплоть до освобождения от наказания.

В процессе судебного разбирательства при вынесении обвинительного приговора устанавливается, что цели наказания могут быть достигнуты и без реального отбывания наказания путем применения условного осуждения, отсрочки отбывания наказания и других мер.

В соответствующих ситуациях правоприменитель стоит перед выбором – применить норму о наказании за совершенное преступление или норму об освобождении от наказания. Происходит столкновение норм, их конкуренция. На регулирование одного отношения по реализации уголовной ответственности претендуют одновременно две и более нормы.

Разрешение такого столкновения норм предусмотрено коллизионными нормами УК Республики Беларусь об условном осуждении (ст. 78), условно-досрочном освобождении (ст. 90), замене неотбытой части наказания более мягким (ст. 91), освобождении от наказания в связи с болезнью (ст. 92), отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам имеющим детей в возрасте до трёх лет (ст. 93), освобождение от наказания в связи с истечением сроков давности исполнения обвинительного приговора (ст. 84), амнистии (ст. 95), помиловании (ст. 96) и др.

В перечисленных нормах содержатся виды освобождения от наказания, юридическая природа которых состоит в освобождении лица от реального или от дальнейшего отбывания наказания.

Освобождения от наказания является самостоятельным институтом уголовного права. Оно включает в себя нормы, в соответствии с которыми лицо, признанное судом виновным в совершении преступления и понесшее за это наказание, освобождается от реального отбывания наказания или дальнейшего отбывания частично отбытого наказания. Таким образом, в этом институте получили свое закрепление принципы гуманизма и экономии мер уголовной репрессии.

Следует подчеркнуть, что институт освобождения от наказания присущ уголовному законодательству подавляющего большинства современных государств и имеет глубокие исторические корни. Это связано с тем, что реализация целей, стоящих перед наказанием, не обязательно должна сопрягаться с отбыванием осужденным всего наказания. Вполне возможны ситуации, когда цели предупреждения преступлений и исправления осужденного могут быть достигнуты без реального отбывания наказания и тем самым дальнейшее исполнение приговора в известном смысле вступит в противоречие с задачей быстрейшей ресоциализации преступника. Известно, что уголовное наказание (особенно такое, как лишение свободы) далеко не самое лучшее средство для воспитания у осужденного положительных нравственных качеств. Отсюда и вытекает, что в рамках практически любой доктрины уголовного права допустимо и целесообразно существование досрочного освобождения осужденного от наказания.

В определенной мере освобождение от наказания напоминает освобождение от уголовной ответственности. Вместе с тем между этими видами освобождения существуют и принципиальные различия.

Ст. 88 УК Республики Беларусь четко определяет, что освобождение от уголовной ответственности может быть применено к лицу, впервые совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления добровольно явилось с повинной, активно способствовало раскрытию преступления, возместило причинённый ущерб или иным образом загладило нанесённый преступлением вред.

Далее, в ст. 89 УК Республики Беларусь указывается, что освобождение от уголовной ответственности может быть применено в связи с примирением с потерпевшим, либо лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, если преступление небольшой тяжести, если будет установлено, что вследствие изменения обстановки, это лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными. Деяние может быть и средней тяжести. Ст. 83 УК Республики Беларусь, гласит, что от уголовной ответственности лицо может быть освобождено и в связи с истечением сроков давности. Но во всех этих статьях речь идет только о преступлениях небольшой или средней тяжести. Освобождение от наказания возможно и в случае совершения лицом тяжкого и особо тяжкого преступления.

Вторым отличием является то, что освобождение от уголовной ответственности осуществляется до вынесения судом обвинительного приговора и в связи с этим производится не только судом, но и следователем, прокурором, органом дознания. Освобождение от наказания осуществляется после вынесения обвинительного приговора и в связи с этим только судом.

УИК Республики Беларусь предусматривает следующие семь видов освобождения от отбывания наказания (ст. 186 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее – УИК Республики Беларусь)) [5]:

  • отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда;
  • отмена приговора суда с прекращением дела производства;
  • условно-досрочное освобождение от отбывания наказания;
  • замена неотбытой части наказания более мягким наказанием;
  • амнистия или помилование;
  • тяжелая болезнь или инвалидность;
  • иные основания, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Как и освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания является реализацией принципов гуманизма и справедливости. Оно также влечет за собой определенные уголовно-правовые последствия. Факт освобождения от уголовного преследования является юридическим фактом, прекращающим охранительное уголовно – правовое отношение.

Следовательно, такое освобождение означает реализацию прав и обязанностей субъектов такого правоотношения. Возобновление прекращенных уголовно-правовых отношений возможно лишь в случаях, специально предусмотренных уголовным законом (например, при условно – досрочном освобождении от отбывания наказания, при освобождении от наказания ввиду болезни и при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей).

ГЛАВА 2

АМНИСТИЯ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

2.1 Понятие амнистии и ее историческое развитие в Республики Беларусь

Амнистия (от греческого amnestia – забвение, прощение) – это полное или частичное аннулирование юридических последствий совершения преступления, осуществляемое верховным огранном власти страны в отношении неопределенного круга лиц, а также это проявление гуманного отношения государства к лицам, совершившим уголовные правонарушения [6, c. 59]. Акт об амнистии не отменяет и не изменяет уголовного закона, устанавливающего ответственность за те или иные преступления, и не дезавуирует приговора суда, вынесенного по конкретному уголовному делу. Исходя из стабильности уголовного закона и законности судебного приговора, амнистия освобождает лиц, совершивших определенные преступления, от уголовной ответственности и наказания за их совершение либо от отбывания всего или части назначенного судом наказания.

В белорусском государстве амнистия как акт гуманизма, как акт прощения определенных категорий лиц, совершивших преступление, применяется на основании закона Республики Беларусь в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц, т.е. той или иной категории лиц.

В каждом из таких законов об амнистии предусматриваются свои, подчас не совпадающие между собой критерии, по которым определяются категории виновных лиц, на которых распространяется действие амнистии, и указываются условия ее применения. Так, в законах об амнистии выделяются категории лиц по полу (мужчины, женщины), по возрасту (несовершеннолетние, лица пенсионного возраста), по наличию заболевания или инвалидности, беременности [7, c. 19].

С другой стороны, законы об амнистии применяются при условии, если не имеется оснований к отказу в применении амнистии на день вступления их в силу. В этих целях в законах об амнистии перечисляются категории лиц, на которых амнистия не распространяется (например, лица, к которым ранее применялась амнистия и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости; лица, которые на день рассмотрения материалов о применении амнистии полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб)).

В законах об амнистии устанавливаются и сроки, в течение которых они подлежат исполнению.

На основании закона об амнистии лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности на досудебных стадиях уголовного процесса по уголовному делу.

Если лицо признано виновным в совершении преступления и осуждено по приговору суда к наказанию вне зависимости от того, отбыло ли оно его или не отбыло, то согласно закону об амнистии это лицо может быть:

  • полностью или частично освобождено от наказания как основного, так и дополнительного, либо
  • освобождено от наказания условно, либо
  • такому лицу неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием.

Согласно закону об амнистии в течение срока судимости после отбытия осужденным наказания с него в порядке амнистии может быть снята судимость.

В Республике Беларусь почти за четверть века с 1991 по 2015 г. было принято 14 законов об амнистии, а именно Законы Республики Беларусь:

  • от 23.12.1991 N 1347-XII «Об амнистии некоторых категорий осужденных»;
  • от 13.04.1995 N 3733-XII «Об амнистии в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов»;
  • от 05.11.1996 N 760-XIII «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»;
  • от 18.01.1999 N 241-З «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»;
  • от 14.07.2000 N 417-З «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»;
  • от 15.07.2002 N 121-З «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»;
  • от 08.01.2004 N 266-З «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»;
  • от 05.05.2005 N 14-З «Об амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов»;
  • от 22.11.2007 N 287-З «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»;
  • от 05.05.2009 N 11-З «Об амнистии в связи с 65-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков»;
  • от 01.07.2010 N 147-З «Об амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов»;
  • от 09.07.2012 N 387-З «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»;
  • от 17.06.2014 N 163-З «Об амнистии в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков»;
  • от 28.05.2015 N 259-З «Об амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» [8, c. 19].

Из приведенного перечня следует, что принятие практически половины из названных законов было приурочено к юбилейным датам, связанным с празднованием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.

Воспроизведение полностью этого перечня не случайно, поскольку каждый из этих законов продолжает действовать в настоящее время и подлежит применению в будущем.

Девять раз (2000 – 2015 годы) различные аспекты применения законов об амнистии рассматривались в решениях Конституционного Суда Республики Беларусь.

Пристальное внимание законодателя и Конституционного Суда Республики Беларусь к решению различных вопросов применения амнистии привели к устранению многих пробелов в законодательном регулировании амнистии, обусловили значительное повышение его уровня.

К числу таких проблемных вопросов, требующих системного толкования как норм законов об амнистии, так и связанных с ними норм других законодательных и иных нормативных правовых актов, относится вопрос о применении амнистии к лицам, преступными действиями которых причинен вред (ущерб).

 

 

 

2.2 Законодательное регулирование амнистии в Республике Беларусь

 

 

В соответствии со ст. 95 УК Республики Беларусь, амнистия применяется на основании закона Республики Беларусь в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц.

На основании акта амнистии лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, а лицо, осужденное за преступление, может быть полностью или частично освобождено от наказания как основного, так и дополнительного, либо освобождено от наказания условно, либо такому лицу неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием, либо ему может быть снята судимость.

Если лицо, условно освобожденное актом амнистии от наказания, в течение неотбытого срока совершит умышленное преступление, а равно преступление по неосторожности, за которое оно осуждается к лишению свободы, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 73 УК Республики Беларусь.

Институт амнистии является неотъемлемый составляющей уголовной политики государства. В правовом смысле амнистия представляют собой акт Парламента Республики Беларусь, который, не отменяя уголовного закона и не предусматривая новых элементов правового регулирования, освобождает от уголовной ответственности, полностью или частично освобождает от наказания, или заменяет его более мягким наказанием, или снимает судимость. Принимаемый акт распространяется на определенную категорию преступлений или группу лиц, не указанных в акте об амнистии индивидуально. Компетенция Парламента Республики Беларусь по принятию закона об амнистии вытекает из положений статей 97 и 98 Конституции Республики Беларусь [9]. Специфика амнистии состоит в том, что она является комплексным институтом, регулирование которого осуществляется различными отраслями законодательства: конституционным, уголовным, уголовно-исполнительным.

Основная суть амнистии – это проявление государством гуманизма. Принцип гуманизма амнистии, прежде всего, проявляется в ее направленности к тем категориям лиц, которые не нуждаются в лишении или ограничении свободы в силу их возраста, болезни, семейного положения и пр. В связи с этим чаще всего акты об амнистии адресуются лицам пенсионного возраста, инвалидам, беременным женщинам и т.д.

Амнистия распространяется на лиц, подпадающих под ее действие независимо от их процессуального положения в момент издания акта об амнистии, т.е. независимо от того, осуждены ли они уже за преступления, или же дело находится на стадии расследования или рассмотрения в суде, или уголовное дело еще не возбуждено. Акт амнистии смягчает наказание или освобождает от уголовной ответственности строго определенные категории лиц, совершивших преступления в определенный промежуток времени – до издания этого акта, и не имеет никакой юридической силы в отношении деяний, совершенных после его издания. При конкуренции амнистии с условно-досрочным освобождением приоритет должен быть отдан последнему. Если лицо, совершившее преступление, длительное время не привлекалось к уголовной ответственности и подпадает одновременно под амнистию и под нормы уголовного закона о давности привлечения к ответственности, применяется институт давности, поскольку он имеет более привилегированный характер для правового положения лица, совершившего преступление.

Возможность применения амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям напрямую зависит от того, будет ли совершение преступления прекращено к моменту издания акта об амнистии либо нет. Издаваемые акты об амнистии, как правило, не применяются к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления и представляющим повышенную общественную опасность. Круг таких лиц или категорий преступлений, на которые не распространяется действие амнистии, каждый раз устанавливается непосредственно в акте.

Амнистия не распространяется на лиц, которые на день рассмотрения материалов о применении амнистии полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб), не уплатили доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности, иной доход, полученный преступным путем, подлежащие взысканию с них по вступившим в законную силу приговору, решению суда. Применение амнистии не аннулирует гражданско-правовых последствий деяния.

Закон об амнистии подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня вступления его в силу. Решение о применении либо неприменении этого закона принимается в отношении каждого лица индивидуально. Непосредственным основанием применения амнистии должна быть убежденность в том, что цели уголовного наказания реализованы. Применение закона об амнистии производится по постановлению начальника исправительного учреждения, следственного изолятора, исправительного учреждения открытого типа, органа внутренних дел, органа дознания, утвержденному прокурором, либо по постановлению следователя или прокурора. К данному постановлению прилагаются справка о поощрениях и взысканиях, личное дело и другие документы, необходимые для решения вопроса о применении амнистии. При рассмотрении материалов о применении амнистии судами участие прокурора обязательно.

При решении вопросов, связанных с применением амнистии в зависимости от возмещения обвиняемым причиненного преступлением вреда (ущерба), большое значение придается исчислению сроков применения законов об амнистии. Поскольку подходы к их исчислению одинаковы для всех законов об амнистии, рассмотрение этого вопроса может быть основано на предписаниях Закона об амнистии от 17.06.2014, в котором этот вопрос был решен наиболее полно. Аналогичным образом его решение воспроизведено в последнем из законов об амнистии – Законе об амнистии от 28.05.2015.

В соответствии с частью первой статьи 21 Закона от 17.06.2014 Закон от 17.06.2014 подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня вступления его в силу. И этот срок является стандартным для всех законов об амнистии.

Например, в ходе реализации в течение указанного срока Закона об амнистии от 28.05.2015 от наказания в виде лишения свободы были освобождены 1834 человека, 2150 осужденным срок лишения свободы сокращен на 1 год, от наказания в виде ограничения свободы из исправительных учреждений открытого типа освобождены 685 человек, а 691 осужденному, отбывавшему в исправительном учреждении открытого типа этот вид наказания, его срок сокращен на 1 год [10].

Частью второй статьи 21 Закона от 17.06.2014 предусмотрено, что если оснований для отказа в применении амнистии на день вступления его в силу не имелось, отсутствие решения о применении амнистии не может рассматриваться как обстоятельство, препятствующее применению амнистии в последующем. При этом амнистия к лицу может быть применена и по истечении указанного шестимесячного срока.

Таким образом, из изложенного следуют два взаимосвязанных вывода:

1) допускается применение амнистии как в рамках указанного шестимесячного срока, так и за его пределами. При этом каких-либо ограничений по срокам применения амнистии не установлено;

2) установлен начальный срок действия закона об амнистии (день вступления его в силу), конечный срок его действия не установлен, он является бессрочным.

Отметим, что положение о бессрочности действия законов об амнистии нашло отражение еще в решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 26.09.2007 N П-222/2007 «К вопросу о применении статьи 10 Закона Республики Беларусь от 5 мая 2005 г. «Об амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» [11], а затем и в решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 11.10.2011 N Р-628/2011 «О действии законов об амнистии во времени» [12].

В ситуациях, когда лицо, условно освобожденное актом амнистии от наказания, в течение неотбытого срока совершит умышленное преступление либо преступление по неосторожности, за которое оно осуждается к лишению свободы, суд назначает наказание по совокупности приговоров.

 

 

ГЛАВА 3

ПОМИЛОВАНИЕ В НОРМАХ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

3.1 Понятие и общая характеристика помилования в Республике Беларусь

Помилование, в соответствии со статьей 96 Уголовного кодекса Республики Беларусь, является видом условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Однако если при условно-досрочном освобождении учитывается тяжесть (категория) совершенного преступления, то при помиловании такое ограничение отсутствует.

При этом личность осужденного оценивается шире, а не только в период отбывания наказания. В отличие от амнистии помилование является мерой, которая применяется строго индивидуально.

В силу исключительного характера акта помилования законодательство не предусматривает каких-либо условий его применения.

Закрепление института помилования в законодательстве в полной мере соответствует принципам международного права. Согласно пункту 4 статьи 6 Международного пакта Организации Объединенных Наций «О гражданских и политических правах» (принят в г. Нью-Йорке 16.12.1966) каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора.

Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.

Решение о применении помилования принимает Глава государства в порядке, предусмотренном Положением N 250 [13].

Последствия снятия судимости в силу актов помилования или амнистии необходимо отличать от последствий, которые наступают в результате реабилитации осужденного.

Если при аннулировании последствий осуждения в силу амнистии или помилования речь идет о лице, которое было обоснованно привлечено к уголовной ответственности и осуждено, то реабилитация означает отрицание факта совершения преступления и на этом основании подразумевает полное восстановление реабилитированного во всех правах.

Амнистия и помилование рассматриваются в качестве средств воздействия на поведение человека, которые приводят к отказу его от совершения в дальнейшем преступления, раскаянию, устранению негативных последствий преступной деятельности и, как следствие, переходу на путь уважения к закону и обществу. При применении амнистии и помилования презюмируется достижение целей специального предупреждения преступлений, исправления осужденного. Вместе с тем данные институты отличаются по своей правовой сущности исходя из характера правовых последствий их применения.

Амнистия предполагает возможность полного освобождения от уголовной ответственности, полного или частичного освобождения от наказания, его сокращения, замены назначенного наказания более мягким видом, освобождения от дополнительного наказания, снятия судимости с лиц, отбывших наказание.

Помилование подразумевает освобождение лица от дальнейшего отбывания наказания, сокращение назначенного виновному наказания, замену назначенного наказания более мягким видом, снятие судимости с лица, отбывшего наказание [14, c. 45].

Концептуально отличие амнистии от помилования состоит в следующем:

  • акт об амнистии издается Парламентом Республики Беларусь;
  • при помиловании – только Главой государства;
  • амнистия может быть применена на досудебной стадии;
  • помилование применяется только к лицам, в отношении которых вынесен обвинительный приговор;
  • амнистия может распространяться на лиц, не признанных судом виновными в совершении преступления;
  • помилование не может применяться в отношении такой категории лиц;
  • для реализации амнистии необходим акт соответствующего государственного органа;
  • помилование является юридическим основанием для освобождения лица от наказания;
  • акт амнистии издается по инициативе государственных органов; акт помилования – по просьбе осужденного;
  • амнистия охватывает более широкий круг лиц;
  • акт амнистии отличается нормативным характером его положений и распространяется не просто на значительное число лиц, а предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности и наказания определенной категории лиц, или лиц, которые совершили определенные разновидности преступлений [15, c. 39].

В ситуациях, когда лицо, условно освобожденное актом помилования, в течение неотбытого срока совершит умышленное преступление либо преступление по неосторожности, за которое оно осуждается к лишению свободы, суд назначает наказание по совокупности приговоров.

 

 

 

3.2 Процессуальный порядок помилования в Республике Беларусь

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 3 декабря 1994 г. N 250 «Об утверждении положения о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию и устранению последствий преступлений» [13], помилование осужденных осуществляется в виде:

  • замены смертной казни пожизненным заключением;
  • освобождения полностью или частично от отбывания как основного, так и дополнительного наказания;
  • замены наказания или его неотбытой части более мягким наказанием;
  • освобождения от наказания условно;
  • снятия судимости.

Помилование осуществляется по личным ходатайствам осужденных. Ходатайства о помиловании рассматриваются только после вступления приговоров в законную силу.

В исключительных случаях, если осужденные не отбывают наказание в исправительных учреждениях, исполнение приговоров по их делам может быть отсрочено судом до рассмотрения ходатайств о помиловании.

Президент Республики Беларусь кроме ходатайств о помиловании рассматривает:

  • материалы в отношении лиц, осужденных к смертной казни, не ходатайствующих о помиловании;
  • представления Председателя Верховного Суда либо Генерального прокурора о применении помилования к лицам, осужденным к смертной казни.

Ходатайства о помиловании подаются осужденными через администрацию исправительного учреждения либо другого органа, исполняющего наказание или иные меры уголовной ответственности, которые в течение месяца со дня подачи этих ходатайств направляют их на рассмотрение Президента Республики Беларусь с приложением копий приговоров, определений и постановлений судов, подробных характеристик о работе и поведении осужденных с указанием мнений администрации и наблюдательной комиссии или комиссии по делам несовершеннолетних по существу ходатайств, а также других документов и данных, имеющих значение для рассмотрения вопроса о помиловании.

Ходатайства о помиловании в виде снятия судимости направляются осужденными с приложением копий приговоров, определений и постановлений судов, подробных характеристик с места работы, учебы или жительства, сведений о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного преступлением, об уплате дохода, полученного преступным путем (если имеются).

При рассмотрении ходатайств о помиловании принимаются во внимание:

  • характер, тяжесть и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного, его поведение, отношение к труду, участие в работе самодеятельных организаций в местах лишения свободы;
  • срок отбытого наказания, возмещение имущественного и морального вреда, причиненного преступлением;
  • уплата дохода, полученного преступным путем, и другие заслуживающие внимания обстоятельства;
  • мнение администрации исправительного учреждения либо другого исполняющего наказание или иные меры уголовной ответственности органа, наблюдательной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, общественных объединений;
  • а в иных необходимых случаях также мнение районного, городского исполнительных комитетов или местной администрации.

К осужденным при опасном и особо опасном рецидиве, а также лицам, к которым ранее были применены амнистия, помилование, условно-досрочное освобождение от наказания или замена неотбытой части наказания более мягким, если они до погашения или снятия судимости вновь совершили умышленное преступление, помилование применяется только в исключительных случаях.

Лица, осужденные к смертной казни, могут обратиться с ходатайством о помиловании к Президенту Республики Беларусь в течение десяти суток со дня вручения им копии приговора или кассационного определения.

Если осужденный к смертной казни не подаст в указанный срок ходатайство о помиловании либо заявит о своем нежелании обращаться с таким ходатайством, об этом составляется акт с соблюдением установленных правил. Ходатайство или акт направляется Президенту Республики Беларусь не позднее трехдневного срока со дня приема ходатайства от осужденного или составления акта.

Исполнение приговора в отношении лица, осужденного к смертной казни, приостанавливается до рассмотрения ходатайства о помиловании или материалов об отказе от подачи ходатайства.

Ходатайства о помиловании осужденных, до внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь предварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам помилования при Президенте Республики Беларусь (далее – Комиссия).

Комиссия утверждается Президентом Республики Беларусь на срок его полномочий в составе председателя, двух заместителей председателя и членов Комиссии. Комиссия может приглашать на свои заседания представителей государственных органов, общественных объединений, средств массовой информации.

Ходатайства о помиловании лиц, осужденных к смертной казни, или материалы об отказе этих лиц от подачи ходатайств о помиловании до внесения на рассмотрение Комиссии высылаются Верховному Суду и Генеральной прокуратуре, которые в двухнедельный срок представляют заключения с изложением содержания принятых решений суда, обстоятельств совершенных преступлений, данных о личности осужденного, а также свои предложения по существу каждого ходатайства или материалов об отказе от подачи ходатайства.

По ходатайствам о помиловании лиц, осужденных к пожизненному заключению, лишению свободы или более мягкому наказанию, вносимым на рассмотрение Комиссии, Генеральный прокурор и Председатель Верховного Суда представляют заключения.

По ходатайствам о помиловании лиц, совершивших преступления в местах лишения свободы и преступления, связанные с нарушением правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, заключение представляет также Министр внутренних дел, о помиловании лиц, совершивших преступления, связанные с причинением ущерба в особо крупном размере, — Министр юстиции, а по ходатайствам осужденных за преступления против государства, против мира и безопасности человечества – Председатель Комитета государственной безопасности. Данные заключения представляются в месячный срок.

Ходатайства о помиловании осужденных, характеризующихся отрицательно, отбывших менее половины назначенного им срока наказания, ранее судимых и лиц, осужденных при опасном и особо опасном рецидиве, по которым администрация исправительного учреждения или другого исполняющего наказание или иные меры уголовной ответственности органа, наблюдательная комиссия, комиссия по делам несовершеннолетних, а в необходимых случаях районный, городской исполнительные комитеты или местная администрация считают нецелесообразным применение помилования, вносятся на рассмотрение

Комиссии только при наличии исключительных обстоятельств. Об остальных ходатайствах, не подлежащих удовлетворению, Администрацией Президента Республики Беларусь докладывается Комиссии и в установленный законодательством срок сообщается осужденным.

Ходатайства о помиловании лиц, осужденных к пожизненному заключению, лишению свободы или более мягкому наказанию, вносятся на рассмотрение Президента Республики Беларусь при наличии предложений Комиссии о применении помилования. Если Комиссия не нашла оснований для таких предложений, об этом доводится до сведения Президента Республики Беларусь и осужденным сообщается об отклонении ходатайств в десятидневный срок со дня вынесения решения Президентом Республики Беларусь.

В случае отклонения ходатайств о помиловании повторные ходатайства о помиловании лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, при отсутствии новых заслуживающих внимания обстоятельств могут быть внесены на рассмотрение Комиссии через год, а ходатайства лиц, осужденных за другие преступления, — через 6 месяцев со дня отклонения предыдущих ходатайств. Повторные ходатайства, поступившие до окончания указанных сроков, прилагаются к имеющимся материалам, о чем сообщается заявителям.

Ходатайства о помиловании, в которых содержатся нуждающиеся в проверке ссылки на необоснованность осуждения или нарушение законности, предварительно направляются в органы прокуратуры и суды для проверки в порядке надзора.

Решения о помиловании или об отклонении ходатайств о помиловании осужденных к смертной казни, а также помиловании осужденных к пожизненному заключению, лишению свободы или другому более мягкому наказанию принимаются в форме указов Президента Республики Беларусь.

Указы Президента Республики Беларусь о помиловании или об отклонении ходатайств о помиловании направляются к исполнению:

  • в отношении лиц, осужденных к смертной казни, — в Верховный Суд;
  • в отношении лиц, осужденных к общественным работам, исправительным работам, аресту, ограничению свободы, лишению свободы, пожизненному заключению и отбывающих наказание, а также о снятии судимости – в Министерство внутренних дел;
  • в отношении лиц, не отбывающих наказание или осужденных к другим мерам наказания, не связанным с лишением свободы, об освобождении от дополнительных мер наказания – в Верховный Суд.

Лицо, совершившее преступление, повлекшее причинение ущерба государственной собственности или имуществу юридического лица, доля в уставном фонде которого принадлежит государству, либо существенного вреда государственным или общественным интересам и не сопряженное с посягательством на жизнь или здоровье человека, может быть освобождено от уголовной ответственности Президентом Республики Беларусь, если это лицо:

  • раскаялось в совершенном преступлении и способствовало его раскрытию;
  • добровольно возместило причиненный ущерб, включая расходы на восстановление нарушенных имущественных прав и неполученные доходы (упущенную выгоду) от оборота имущества, вред, нанесенный государственным или общественным интересам, уплатило доход, полученный преступным путем, способствовало устранению иных последствий совершенного преступления;
  • передало в собственность государства принадлежащие ему орудия и средства совершения преступления; вещи, изъятые из оборота;
  • имущество, приобретенное преступным путем, а также предметы, которые непосредственно связаны с преступлением.

Рассмотрение вопроса об освобождении лица от уголовной ответственности осуществляется на основании его личного ходатайства, подаваемого на имя Президента Республики Беларусь, при наличии данных, подтверждающих выполнение этим лицом условий освобождения.

При рассмотрении ходатайства лица об освобождении его от уголовной ответственности принимаются во внимание степень общественной опасности совершенного преступления, раскаяние лица в совершенном преступлении, его активное содействие в раскрытии преступления, возмещение им причиненного ущерба, вреда, нанесенного государственным или общественным интересам, уплата дохода, полученного преступным путем, устранение иных последствий преступления, данные, характеризующие его личность и возможность исправления без привлечения к уголовной ответственности.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Новый Уголовный кодекс Республики Беларусь, который начал действовать с 09.07.99 г. последовательно проводит принципы демократизации и гуманизациии. Уголовный кодекс исходит из того, что преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только уголовным законом.

Посредством института освобождения от наказания законодатель стремится решить и ряд задач уголовно-правовой борьбы с преступностью:

Во-первых, экономить уголовную репрессию и снизить удельный вес осужденных в обществе;

Во-вторых, разгрузить переполняемые следственные изоляторы и места лишения свободы, ибо государство не в состоянии обеспечит их обитателям необходимые минимальные условия.

Это далеко не полный перечень целей и задач законодателя, которые он стремится достичь посредством анализируемого института, наглядно показывает, что предусмотренные в Уголовный Кодекс Республики Беларусь нормы об освобождении от уголовного наказания продиктованы чувством гуманизма законодателя, его стремлением вооружить правоприменителя нетрадиционными уголовно-правовыми методами борьбы с преступностью.

Амнистия и помилование применялись и в Киевской Руси, и в царской России, и в советский и постсоветский периоды и исторически оправдали свое назначение. Амнистия и помилование – это разные понятия, хотя они и имеют общие черты. Однако, по мнению большинства исследователей, основным отличием амнистии от помилования является нормативный характер первой.

В белорусском государстве амнистия как акт гуманизма, как акт прощения определенных категорий лиц, совершивших преступление, применяется на основании закона Республики Беларусь в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц, т.е. той или иной категории лиц.

Если лицо признано виновным в совершении преступления и осуждено по приговору суда к наказанию вне зависимости от того, отбыло ли оно его или не отбыло, то согласно закону об амнистии это лицо может быть: полностью или частично освобождено от наказания как основного, так и дополнительного, либо освобождено от наказания условно, либо такому лицу неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием.

Согласно закону об амнистии в течение срока судимости после отбытия осужденным наказания с него в порядке амнистии может быть снята судимость.

Институт амнистии является неотъемлемый составляющей уголовной политики государства. В правовом смысле амнистия представляют собой акт Парламента Республики Беларусь, который, не отменяя уголовного закона и не предусматривая новых элементов правового регулирования, освобождает от уголовной ответственности, полностью или частично освобождает от наказания, или заменяет его более мягким наказанием, или снимает судимость. Принимаемый акт распространяется на определенную категорию преступлений или группу лиц, не указанных в акте об амнистии индивидуально. Компетенция Парламента Республики Беларусь по принятию закона об амнистии вытекает из положений статей 97 и 98 Конституции Республики Беларусь. Специфика амнистии состоит в том, что она является комплексным институтом, регулирование которого осуществляется различными отраслями законодательства: конституционным, уголовным, уголовно-исполнительным.

Амнистия распространяется на лиц, подпадающих под ее действие независимо от их процессуального положения в момент издания акта об амнистии, т.е. независимо от того, осуждены ли они уже за преступления, или же дело находится на стадии расследования или рассмотрения в суде, или уголовное дело еще не возбуждено. Акт амнистии смягчает наказание или освобождает от уголовной ответственности строго определенные категории лиц, совершивших преступления в определенный промежуток времени – до издания этого акта, и не имеет никакой юридической силы в отношении деяний, совершенных после его издания.

Таким образом, следуют два взаимосвязанных вывода:

1) допускается применение амнистии как в рамках указанного шестимесячного срока, так и за его пределами. При этом каких-либо ограничений по срокам применения амнистии не установлено;

2) установлен начальный срок действия закона об амнистии (день вступления его в силу), конечный срок его действия не установлен, он является бессрочным.

Помилование, в соответствии со статьей 96 Уголовного кодекса Республики Беларусь, является видом условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Однако если при условно-досрочном освобождении учитывается тяжесть (категория) совершенного преступления, то при помиловании такое ограничение отсутствует.

При этом личность осужденного оценивается шире, а не только в период отбывания наказания. В отличие от амнистии помилование является мерой, которая применяется строго индивидуально.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 3 декабря 1994 г. N 250 «Об утверждении положения о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию и устранению последствий преступлений», помилование осужденных осуществляется в виде: замены смертной казни пожизненным заключением; освобождения полностью или частично от отбывания как основного, так и дополнительного наказания; замены наказания или его неотбытой части более мягким наказанием; освобождения от наказания условно; снятия судимости.

Помилование осуществляется по личным ходатайствам осужденных. Ходатайства о помиловании рассматриваются только после вступления приговоров в законную силу.

Основным существенным отличием амнистии от помилования является то, что первая распространяется на неограниченное количество индивидуально не определенных лиц. Акты ее не указывают конкретных лиц, а распространяются на всех, подпадающих под перечисляемые признаки. До настоящего времени законодательством не определен круг субъектов, подлежащих амнистии и помилованию. Действующий уголовно-правовой закон исходит из того, что амнистии подлежит лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, или имеется материал, свидетельствующий о совершенном им преступлении. Помилование по действующему УК Республики Беларусь возможно только в отношении осужденных. При решении вопроса о применении амнистии не требуется жесткого индивидуального подхода к личности виновного и оценка совершенного им преступления. Помилование носит личный, а амнистия – объективный характер: первое основывается на индивидуальных особенностях данного случая, вторая – на общественном значении инкриминированных деяний. Амнистия и помилование отличаются друг от друга также процедурой их принятия, субъектами, имеющими право на их издание. Изложенное позволяет рассматривать амнистию и помилование как межотраслевые институты.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в основе формирования права о помиловании и амнистии, равно как и принятия соответствующих решений, должна лежать основанная на анализе многих факторов конституционная и уголовно-правовая оценка потребности общества в существовании и реализации данных институтов. Говоря о дискуссионности рассматриваемой проблемы, надо отметить, что юридическая природа институтов амнистии и помилования столь неординарна и в некотором роде «чужда» уголовному праву, что некоторыми авторами высказываются сомнения в целесообразности их существования. По данному поводу хотелось бы отметить, что, несмотря на отдельные недостатки, существование рассматриваемых институтов вполне обоснованно, а наличие недостатков является лишь основанием для совершенствования правового регулирования данных институтов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Шумский, С. Акты об амнистии и помиловании // Законность. – 2005. – № 11. – С. 53-56.
  2. Козубенко, Ю. В. Помилование как одно из доказательств существования межотраслевого механизма уголовно-правового регулирования: природа, процессуальное значение / Козубенко Ю. В. // Право и политика. – 2014. – № 7. – С. 929–934.
  3. Осмоловская, Н.В. Развитие институтов амнистии и помилования в России до 1917 года // История государства и права. – 2005. – № 8. – С. 32-33.
  4. Уголовный кодекс Республики Беларусь 9 июля 1999 г. № 275-З: с изм. и доп. текст по состоянию на 07.2017 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.08.2017, 2/2491.
  5. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь 11 января 2000 г. N 365-З: с изм. и доп., текст по состоянию на 09.01.2017 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2017.
  6. Осмоловская, Н.В. Юридическая природа институтов амнистии и помилования // Российский следователь. – 2005. – № 10. – С. 59-60.
  7. Саркисова, Э.А. Амнистия 2010 года: особенности применения // Юстыцыя Беларусі. – 2010. – № 7. – С. 19-25.
  8. Саркисова, Э.А. Возмещение причиненного преступлением вреда (ущерба) – важный критерий для применения поощрительных норм законодательства // Юстыцыя Беларусі. – 2010. – № 10. – С. 17-19.
  9. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. 17 октября 2004 г.). Мн.: Амалфея, 2006. – 48 с.
  10. 30 ноября в ДИН состоялся брифинг, приуроченный ко дню окончания амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне (11.12.2015) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=295363. — Дата доступа: 09.09.2017.
  11. К вопросу о применении статьи 10 Закона Республики Беларусь от 5 мая 2005 г. «Об амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»: Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 26.09.2007 N П-222/2007 // «Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь», N 3, 2007.
  12. О действии законов об амнистии во времени: Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 11.10.2011 N Р-628/2011 // «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», 24.10.2011, N 118, 6/1082.
  13. Об утверждении Положения о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию и устранению последствий преступлений: Указ Президента Республики Беларусь от 03.12.1994 N 250: с изм. и доп., текст по состоянию на 11.01.2014 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.01.2014, 1/14748.
  14. Саркисова, Э. Закон Республики Беларусь от 22 ноября 2007 года «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»: комментарий ученого // Юстыцыя Беларусi, 2007. – № 11. – С. 45-51.
  15. Голованова, Л. Помилование // Юстыцыя Беларусi. – 2005. – № 5. – С. 39-41.
  16. Волков, К. А. К вопросу об амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов / К. А. Волков // Российская юстиция. – 2015. – № 7. – С. 58–60.
  17. Еленский, А. В. Помилование и его пределы / Еленский Андрей Валерьевич // Российский следователь. – 2011. – № 24. – С. 18–22.
  18. Кокотова, Д. А. Амнистия как фактор совершения преступлений / Кокотова Д. А. // Право и политика. – 2015. – № 9. – С. 1257–1264.
  19. Коротких, Н. Н. Особенности освобождения от наказания по амнистии лиц, осужденных за множественность преступлений / Коротких Н. Н. // Право и политика. – 2015. – № 1. – С. 139–145.
  20. Селиверстов, И.В. Законный интерес осужденного в досрочном освобождении из мест лишения свободы по амнистии (понятие и содержание) / Иван Вячеславович Селиверстов // Российский следователь. – 2010. – № 23. – С. 29-30.

Хатуев, В.Б. Уголовно-правовые проблемы помилования // Государство и право. – 2009. – № 6. – С. 32-43.