Понятие и сущность производства по делам, возникающим из административно — правовых отношений

Назад к списку вопросов




Дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваются общими судами по правилам искового производства за отдельными изъятиями и дополнениями, установленными законодательством (гл. 29 ГПК).

Процессуальные особенности административного судопроизводства:

а)  административные дела в гражданском процессе возбуждаются не путем предъявления иска, а посредством подачи в суд жалобы или заявления;

б)  по делам данного вида судопроизводства суд разрешает спор не о праве гражданском, а об административном праве (в широком смысле слова);

в)  в силу специфики административно-правовых отношений здесь не используются такие процессуальные действия, как встречный иск, заключение мирового соглашения. Кроме того, административные дела не могут быть переданы на разрешение третейского суда, по ним не применяются правила договорной подсудности;

г)   по административным делам в гражданском процессе с одной стороны выступает гражданин (заявитель), а с другой стороны – государственный орган, организация, должностное лицо, чьи действия (бездействие) являются предметом судебного рассмотрения;

д)  материально-правовые отношения между сторонами, участвующими в административных делах, строятся по принципу власти и подчинения;

е)  по административным делам суд проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законом, – лишь их законность;

ж)  по общему правилу административные дела рассматриваются судом не позднее месячного срока со дня поступления жалобы или заявления в суд.

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, – это самостоятельный вид гражданского судопроизводства, в котором судом рассматривается спор, возникший в сфере административного управления, и осуществляется контроль за законностью и обоснованностью действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц, затрагивающих права и охраняемые законом интересы граждан.

Судам подведомственны следующие категории дел, возникающих из административно-правовых отношений:

  • по жалобам на действия Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательной комиссии, комиссии по референдуму, комиссии по проведению голосования об отзыве депутата, а также на решение органов, образовавших соответствующую комиссию, в случаях, предусмотренных законодательством о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики Нацсобрания РБ;
  • по жалобам на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния;
  • по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;
  • по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, – и права юридических лиц;
  • по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе.
  • по жалобам на решения о прекращении рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в РБ, об отказе в предоставлении статуса беженца и (или) дополнительной защиты в РБ, отказе в продлении срока предоставления дополнительной защиты в РБ, утрате, аннулировании статуса беженца или дополнительной защиты в РБ;
  • по жалобам (протестам) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения.

Указанный в ст. 335 ГПК перечень подведомственных суду административных дел не является исчерпывающим. Суды вправе рассматривать и иные дела, возникающие из административно-правовых отношений, в случаях, предусмотренных законом.