Митио Каку — О научном понимании свободы выбора

Митио Каку, теоретический физик

Ньютоновский детерменизм говорит, что Вселенная – это часы, гигантские часы, заведенные вначале времени. И они тикают с того времени согласно законам Ньютона. Значит, то, что вы будете есть через 10 лет 1 января уже определено, это уже известно из законов Ньютона.

Эйнштейн в это верил, Эйнштейн был детерменистом. Означает ли это, что убийца многих людей на самом деле невиновен, потому что это все было предопределено миллиарды лет назад? Эйнштейн говорил: «Да, в каком-то смысле это правда, даже массовые убийства были предопределены. Но преступника все равно нужно сажать в тюрьму».

Затем появился Гейзенберг и предложил Принцип неопределенности Гейзенберга, и сказал: «Глупости, существует неопределенность. Неизвестно, где находится электрон, он может быть здесь, там или во многих местах одновременно». Это, конечно, не понравилось Эйнштейну, потому что он говорил: «Бог не играет в кости во Вселенной».

Ну да, Эйнштейн был неправ. Привыкните к этому – бог играет в кости. Каждый раз, когда мы наблюдаем электрон, он перемещается. Есть неопределенность позиции электрона. Но как это влияет на свободу выбора? Это означает, что в каком-то смысле у нас есть иногда свобода выбора. Никто не может определить, что произойдет с вами в будущем на основании прошлого. Всегда есть неопределенность. Всегда есть возможность неопределенности во всем, что мы делаем.

Когда я смотрю на себя в зеркало, то, что я вижу – это не я. Это изображение выглядит как я, но это совсем не я. Это не я сегодня, сейчас. Это я одну миллиардную секунду назад, потому что это время требуется свету для прохождения от меня до зеркала и назад.